Бездуховности

Депутат Законодательного собрания 3-го созыва Владимир Кучеренко рассматривает возможность баллотироваться в городской парламент на предстоящих выборах. В интервью Бездуховностям он подробно рассказал, почему положительно оценивает закон о выборах, «презентованный» на прошлой неделе, как относится к губернатору и спикеру, от какой партии хотел бы участвовать в выборах и сколько может стоить победа в них.

 

 — Намерены ли Вы баллотироваться в Законодательное собрание?

— Я не исключаю своего участия в выборах в ЗакС, а также, возможно, в выборах в Государственную думу по северному округу. Также не исключаю, что мои активисты, члены Общественной организации «Команда юриста Кучеренко» — кстати, зарегистрированной в Минюсте еще в конце 90-х, – будут поддерживать определенного кандидата.

В тех округах, где меня избирали муниципальным депутатом, население составляет около 12 тысяч человек. К тому же, я оказывал поддержку активным гражданам, которые были избраны в близлежащие муниципальные советы. И теперь я не исключаю, что и они окажут мне поддержку, а это территория с населением свыше 170-180 тыс. избирателей.

По проведенным мною исследованиям, в настоящий момент на северных территориях Санкт-Петербурга моя известность составляет 35-60%.

К тому же, задолго до того, как это стало модным, я начал на ежемесячной основе поддерживать православные церкви.

Учитывая общую тенденцию, я могу баллотироваться от про-государственной партии, т.е. не являющейся оппозиционной.

При этом у меня нет желания переходить кому-то дорогу из тех кандидатов, кто будет баллотироваться в Государственную думу, так как здесь, в Санкт-Петербурге, я занимаюсь общественной деятельностью, участвую в работе общественных организаций, в том числе «Национальный Комитет-60» и др. И, полагаю, буду более полезен избирателю именно в нашем городе. Как бы то ни было, все будет решаться на встречах.

— 28 января в ЗакС неожиданно был внесен законопроект о выборах. Он предусматривает избрание по смешанной системе «25 на 25». Как вы оцениваете данную законодательную инициативу?

— В целом отношусь положительно, так как законопроект является шагом к строительству открытого демократического общества. По сути, этим документом исполняются ст. 32 п. 2 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» и «наказ» президента Владимира Путина о проведении честных и прозрачных выборов.

50% кандидатов будут избраны прямым голосованием. То есть для повышения своей известности они будут вынуждены стать ближе к народу, изучить интересы простых граждан.

В 2002 году, когда я избирался депутатом, это были последние выборы, где можно было баллотироваться самостоятельно. Все кандидаты относились друг к другу с уважением, все друг друга знали, устраивали общие круглые столы, общались с избирателями. И избиратель знал, как и где найти своего депутата. Все кандидаты даже печатались в одной типографии. Царила атмосфера уважения и доверия. В последствии была установлена другая выборная система, при которой получалось так, что избиратели есть, а их кандидат находится в другом конце города. И зачастую связь между ними даже не возникала.

Как только этот законопроект был презентован 28 января, многие ошибочно предположили, что он предусматривает залог для самовыдвиженцев, который можно вносить вместо сбора подписей. Потом выяснилось, что журналисты неправильно прочитали закон. А жаль, что залога не будет. Я считаю, это правильная мера, так как она является страховочной. Сколько мы знаем отказов в регистрации кандидатов, когда кому-то из избирательной комиссии показалось, что «почерк не читаем» или «подпись вылезла за рамки клеточки» или еще какой-то формальный признак показался незаконным. Есть еще множество случаев, когда кандидату незаконно отказывали в регистрации на основании собранных им подписных листов, основываясь только на каких-то формальных признаках. Часто почерковеды не признавали ту или иную подпись достоверной, даже несмотря на то, что сам человек приходил с паспортом и говорил, что эту подпись поставил собственноручно он. По данному поводу есть обширная судебная практика.

Поэтому, чтобы решить проблему с регистрацией, как правило вносят избирательный залог, который, кстати говоря, потом возвращается кандидату, если он набирает значительное число голосов или в случае признания его подписных листов (в том числе, по суду). Эта мера спасает кандидата от «нервотрепок» и бюрократических проволочек, а также от недобросовестной работы некоторых членов избирательных комиссий. Главное, я полагаю, чтобы залог был не слишком велик. Он должен быть доступен, ведь маловероятно, кто может решится заложить квартиру для участия в выборах. А цели данного закона должны быть основаны на реализации конституционных прав и строительстве демократического общества.

К минусам законопроекта можно отнести то, что на первых порах людям будет тяжело разобраться с большим количествам бюллетеней и кандидатов. Считаю, что нужно будет вести большую разъяснительную работу.

Ну а в целом, учитывая вышесказанное, считаю законопроект положительным.

— Как вы считаете, действительно ли существует конфликт между губернатором Георгием Полтавченко и спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым, как о том пишут в СМИ?

— Полагаю, что конфликта между губернатором Георгием Полтавченко и спикером Законодательного собрания Вячеславом Макаровым нет. С Георгием Сергеевичем и Вячеславом Серафимович я знаком лично, могу сказать о них только хорошее.

Полагаю, что Вячеслав Серафимович является опытным политиком. И здесь нет места какому-либо конфликту. Считаю что Вячеслав Макаров, как и Георгий Полтавченко, выступает за честные и прозрачные выборы, как того и потребовал президент Владимир Путин.

Что касается вопроса того, кто из них мне больше импонирует, скажу прямо: Георгий Сергеевич Полтавченко. Он ответственный, порядочный, рассудительный, православный, грамотный политик.

— Как вы оцениваете деятельность текущего созыва Законодательного собрания? Чем этот созыв отличается от созывов, в которых работали вы?

— Как я уже упоминал, я был избран на последних выборах, когда избиратели голосовали не за партию, а за конкретного кандидата. Как мне кажется, в текущем созыве многие депутаты немного оторваны от народа, так как получается, что они зависят не от конкретного избирателя, а от партийного руководства.

Однако работа в Законодательном собрании кипит, своевременно принимаются важные законодательные акты, депутаты остро и быстро реагируют на изменяющуюся экономику города, обращают внимание на социальные вопросы.

Поэтому считаю, что работу ЗакСа текущего созыва можно признать удовлетворительной. Но последнее слово, конечно, за петербуржцами. Они скажут его на выборах 2016 года.

— Какие, по вашему мнению, необходимы сейчас Петербургу законодательные инициативы? В случае, если вы будете участвовать в выборах и одержите победу, с какими инициативами выступите?

— Работы у депутатов в новом составе ЗакСа будет достаточно. Для меня, как для любого жителя Санкт-Петербурга, прежде всего, важны социальные вопросы, проблемы ЖКХ, транспортные вопросы, образование, медицина. К сожалению, в случае избрания меня депутатом Законодательного собрания, я один сделать ничего не смогу. Мне, как и любому депутату, нужно будет заручиться поддержкой не менее 7 коллег от фракции или партии. Без этого плодотворная работа невозможна.

Естественно есть общеизвестные острые вопросы. Но, к сожалению, их решение не зависит от Законодательного собрания. Это прерогатива федеральных властей. Поэтому для меня будет первоочередной задачей упорядочивание законов и законодательных актов в сфере ЖКХ, создание почвы для увеличения энергоэффективности многоквартирных домов, контроль управляющих организаций; здравоохранение: улучшение качества медицинского обслуживания, оснащенности лечебных учреждений, контроль за их деятельностью; многие социальным вопросы: льготы врачам, учителям, пенсионерам, жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ.

Важным фактором является расширение и строительство транспортной инфраструктуры: расширение и строительство дорог, развитие общественного транспорта.

Отдельно хочу отметить вопросы безопасности. В России беспрецедентно сокращаются сотрудники МВД, полагаю важно подумать об их трудоустройстве. Считаю, что эти люди нуждаются в организованной помощи со стороны законодателя. Поэтому я положительно отношусь к организации администрацией Петербурга народных дружин и полагаю возможным в их структуру перевода офицеров МВД, попадающих под сокращение. Полагаю, что таким образом возможно воскрешение так называемой советской дружины или переход ее к милиции, существовавшей в царское время.

Это, впрочем, лишь одни из немногих вопросов, которыми я планирую заниматься в первую очередь.

— Связывались ли с вами представители Смольного, Законодательного собрания, озвучивали ли какие-либо предложения относительно участия в выборах?

— Как известно, выборы 2016 состоятся в сентябре. Полагаю, рано говорить о возможности каких-либо переговоров об участии в предстоящих выборах в ЗакС или ГосДуму. Полагаю, что подготовка к выборам, консультации с кандидатами начнутся в середине февраля. В настоящий момент идет еще осознание нового законодательства в самих партийных кругах, избиркомах.

— Как вы считаете, какие традиционные ошибки (в общении с избирателями и т.д.) допускают кандидаты в депутаты в ходе своих предвыборных кампаний?

— Действительно, человеку, впервые идущему на выборы, очень тяжело сориентироваться в действующем законодательстве, равнодушии — а иногда и лукавстве — избирательной комиссии, особенностях бухгалтерских операций, дизайнерских идей соратников.

Многие кандидаты тратят львиную часть своего времени на создание предвыборной программы и раздачу обещаний, зачастую невыполнимых.

Я сторонник того, чтобы эти время и средства потратить на агитацию, встречу с избирателями, чтобы они знали своего кандидата в лицо и у них возникало доверие к нему.

Большой проблемой становится неизвестно откуда появившаяся толпа советчиков, политологов, начальников штабов, политтехнологов. Важно понимать, что вся эта группа людей старается заработать денег на кандидате и зачастую предлагает дорогие и неоправданные системы агитации. Многомиллионные телеэфиры, яркие шоу – такая агитация эффективна для партии. Об этом можно говорить долго.

— Как вы считаете, приносит ли петербургскому Законодательному собранию вред или пользу работа в нем депутатов-оппозиционеров (Максима Резника, Бориса Вишневского, Григория Явлинского и т.д.)?

— Максим Львович Резник, Борис Лазаревич Вишневский, Явлинский Григорий Алексеевич всем хорошо знакомы как представители партии «Яблоко» (пусть даже Резник сейчас и не состоит в партии). Это яркие личности, которые имеют нестандартный подход к рассмотрению даже самых простых вопросов. Их споры порождают дискуссии и не дают Законодательному собранию превратиться в болото. Также они стимулируют действующих депутатов к более активной работе, т.к. на фоне их деятельности каждому хочется выглядеть лучше. Да, с такими людьми работать сложно, но нужно. У них троих четыре мнения, а когда приходят к консенсусу, то остается все равно два мнения. Я сам — другой человек и не стал бы работать в их команде, так как это не мой стиль работы. Но считаю, что мир велик и многогранен, и мнение каждого должно быть услышано. Тем более, что они законно избраны народом и представляют часть нашего населения.

— Как вы считаете, сколько будет стоить предвыборная кампания на ближайших выборах? В чем будут специфика, особенность этих выборов от выборов предыдущих лет?

— Специфика выборов будет регулироваться новым законом Санкт-Петербурга и согласно нему будут избираться 25 депутатов по партийным спискам и 25 путем прямого голосования. В соответствии с этим будут объединены избирательные округа, площадь округов станет вдвое больше. Кроме того, изменится сама нарезка округов с учетом изменившегося количества населения, поэтому привычные округа будут другими.

Предполагаю, что будет вестись большая разъяснительная работа, чтобы люди не запутались в бюллетенях.

В начале 2000-х годов я был избран депутатом и для агитации использовал всего одну листовку: «всех, кто знает меня, прошу проголосовать». И набрал свыше 50%. Кандидатам, имеющим меньшую известность, придется вести большую кампания и стоить она может дорого. А тем, кто планирует участвовать «с нуля» с целью победы потребуются очень значительные суммы. Но, полагаю, все смогут уложиться в пределы установленного законом предельного размера избирательного фонда. (Проектом закона установлен предельный размер избирательного фонда кандидата по одномандатному округу в 5 миллионов рублей).

Беседовала Серафима Макарченко

MegaSmi