Бездуховности

С увольнением главы Горизбиркома Алексея Пучнина и последующем за ним утверждением списков членов ТИКов, выгодных спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, казалось, что петербургская политика станет значительно менее интересной. Вячеслав Макаров победил всех своих внутренних и внешних врагов, округа неугодных депутатов раздвоены и растроены и вовсе уничтожены новой нарезкой избирательных округов. Один их главных оппонентов всесильного спикера в рядах Смольного вице-губернатор Александр Говорунов сначала подвергся резкой критике и угрозам в вынесении вотума недоверия со стороны беспартийных и не только депутатов петербургского ЗакСа, затем как будто и вовсе был окончательно отстранён от влияния на предстоящие выборы увольнением лояльного ему главы Горизбиркома, который перед этим также попал под серьёзную информационную атаку, исходившую из стен Мариинского дворца. Возникло устойчивое ощущение, что в Санкт-Петербурге сложилась уникальная ситуация: исполнительная власть проиграла законодательной, которая, в свою очередь, приобрела центральное значение в петербургской политике.

20 апреля казалось, что исход сентябрьских выборов предопределён. Голосование может пройти в том же ключе, что и выборы 2011 года, поскольку баллотироваться собирается большая часть действующего депутатского корпуса. Более того, усилиями руководства ЗакСа не только в составе, но и во главе многих ТИКов остались проверенные 2011 годом кадры. В результате осязаемый характер появился у перспективы попадания в парламент многих депутатов действующего созыва и «назначения» оппозицией «Партии роста» во главе с Оксаной Дмитриевой, которая открыто заявила о “перемирии” с «Единой Россией».

Однако вечером 21 апреля над окончательной победой законодательной власти навис большой знак вопроса. В ресторане “Звезда” на улице Лёни Голикова сотрудники УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области задержали депутата петербургского Законодательного собрания Вячеслава Нотяга. По версии следствия и гендиректора непопулярной в градозащитной среде компании «Воин-В» Олега Глущенко, Нотяг брал взятки. Депутат был доставлен в СК. 23 апреля Кировский районный суд на два месяца отправил Вячеслава Нотяга в СИЗО №1 “Кресты”. Задержание и последующий арест депутата вызвали паническую реакцию в рядах его коллег. Мариинский дворец оперативно не смог выработать внятной позиции по аресту Вячеслава Нотяга. Но из стен ЗакСа звучали аккуратные заявления об атаке не только на группу беспартийных депутатов и позиции председателя Макарова, но и на весь петербургский парламент. Данный тезис подтверждается активными заявлениями в СМИ гендиректора «Воин-В» Олега Глущенко о том, что коррупционная практика работы с застройщиками в стенах петербургского парламента носит систематический характер, появились не вчера, и в нее вовлечены представители сразу нескольких фракций. Бизнесмену вторят источники ТАСС, близкие к следствию, которые сообщили, что «данная преступная деятельность носила систематический характер, поэтому не исключено, что участие в ней принимали его коллеги по политической деятельности».

Вячеслав Нотяг не является ключевой фигурой в петербургском ЗакСе, но в то же время он близок к Максиму Резнику, стоящему в авангарде борьбы со Смольным за интересы ЗакСа и его руководителя. Нотяг анонсировал своё выдвижение от «Партии роста», петербургский список которой поведёт на выборы нелюбимая городской администрацией Оксана Дмитриева.

До этого главным коррупционным скандалом, затрагивающим депутатов 5-го созыва, был арест в октябре 2015 год помощниц депутата ЗакСа Светланы Нестеровой Татьяны Китовой и Веры Шишкиной. Правоохранители заподозрили их в махинациях со средствами, выделяемыми в рамках депутатской поправки Светланы Нестеровой социально ориентированным НКО “Солнечный ветер” и “Эдельвейс”. В результате, обе на длительный срок попали в следственный изолятор ФСБ на Литейном, а сама депутат месяц провела в НИИ Дженелидзе. История завершилась вполне благополучно для народной избранницы и её помощниц, сама Светлана Нестерова продолжила работу в ЗакС, а её помощницы были отпущены на свободу и даже приступили к подготовке предвыборного плацдарма Светланы Нестеровой в рамках Красногвардейского района.

Считается, что интерес правоохранительных органов к НКО, связанным со Светланой Нестеровой, был вызван нежеланием Законодательного собрания открывать депутатскую поправку в бюджете Санкт-Петербурга, а также затягиванием процесса принятия нового петербургского закона о выборах, вводящего смешанную систему выборов, на котором настаивал Смольный. В результате после переговоров новый закон о выборах всё-таки был принят, а депутатская поправка стала более открытой, хотя до сих пор прозрачность перераспределения депутатами части средств петербургского бюджета вызывает вопросы.

Причины:

Чрезмерное демонстративное усиление ЗакСа, невыгодное Смольному. Откровения Олега Глущенко, активно тиражируемые СМИ, в совокупности с арестом Вячеслава Нотяга могут свидетельствовать о том, что оппоненты ЗакСа используют его дело с максимальной для себя пользой, а история может быть очень далека от завершения.

Последствия:

В случае если в ходе следствия вскроются новые подробности, то это ещё больше усилит давление на позиции беспартийных депутатов ЗакСа и затруднит прохождение их группы в ЗакС следующего созыва в составе «Партии роста».

В преддверии выборов петербургский парламент может быть дискредитирован в глазах избирателей, что, в свою очередь, негативно скажется на электоральных позициях сразу всех депутатов действующего созыва. Не исключено, что в деле могут появиться новые фигуранты. Вячеслав Макаров вместо того, чтобы стать центральной фигурой петербургской политики, может утратить своё влияние, и ЗакС будет вынужден пойти на серьёзные уступки. Например, известно, что в Смольном хотели бы вовсе упразднить депутатскую поправку к бюджету Санкт-Петербурга, позволяющую депутатам по своему усмотрению тратить 2% городского бюджета. Нельзя исключать, что в новых условиях ЗакС могут вынудить отказаться от дарованного Анатолием Собчаком права. Развитие коррупционного скандала может подорвать позиции Законодательного собрания как института и уничтожить его авторитет в глазах общества.

MegaSmi