Бездуховности

Петербургский журналист Олег Ведутов раскритиковал резонансную статью Галины Мурсалиевой “Группы смерти”, вышедшую в “Новой газете” 16 мая. По его мнению, причину детских суицидов надо искать не в интернете, как о том сообщается в тексте. Ведутов считает, что всплеск самоубийств среди детей и подростков может быть связан с общественной депрессией, падением доходов населения, отсутствием социальных лифтов и перспектив развития государства, а также превалированием в общественном дискурсе негативной повестки. Такой вывод он делает на основе данных социологических исследований, с которыми, по его словам, имеет дело в рамках предвыборного периода.

Олег Ведутов также выразил недоумение в связи с тем, что среди двух экспертов, комментирующих информацию, изложенную в статье, присутствует однофамилец автора материала Тимур Мурсалиев, который представлен как “возрастной и социальный психолог, известный серией публикаций о проблемах старшеклассников”.

“Я что-то не понимаю, наверно, но я кликнул на статью про детские суициды, и «Фейсбук» заботливо предложил мне похожие статьи и ту самую группу «Киты плывут вверх» во «ВКонтакте», которая спокойно работает и в ней 250 с лишним тысяч человек. А статья в «Новой» странная. Меня смутил комментарий однофамильца автора статьи, вероятно мужа, в самой статье. Некрасивенько так делать. Мои слова кто угодно подтвердить может, да вот хотя бы муженек мой. И интонации какие-то желтоватые, — недоумевает Олег Ведутов. — Не надо валить с больной головы на здоровую. В обществе страшнейшая депрессия, говорят социологи. Не те, которые для СМИ, а выборные, которые для работы. Это чувствуют взрослые — доходы падают, позитивной повестки нет, государство не развивается, в ближайшие годы мы будем жить хуже и когда все улучшится, непонятно. Думаете, дети это не чувствуют? Социальных лифтов нет, образование не гарантирует работу, контакта с родителями нет, да и не уверен, что он нужен в 14 лет. В 14 лет нужна интересная компания, старшие товарищи, симпатичные сверстницы, увлекательные занятия и перспектива. А когда этого нет, а есть одиночество, депрессия и школа в Челябинске, то конечно, во всем виноват чувак со странной аваторой. Чувака надо поймать и посадить, конечно, но думаете, самоубийства кончатся?” – задается вопросом Олег Ведутов.

Напомним, что в Федеральном собрании отреагировали на статью Галины Мурсалиевой. 16 мая замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина заявила: «Руководству и владельцам социальных сетей необходимо разработать механизмы, исключающие всякую возможность появления сообществ с пропагандой самоубийств и любой другой информацией, представляющей опасность для детей». Политик также предложила дополнить Уголовный кодекс статьей о подстрекательстве к самоубийству с использованием интернета.

Отметим, что директор “Левада-центра” Лев Гудков в своей лекции для проекта «В какой стране мы живем» также коснулся темы суицидов в России. “Пик суицидов в России пришелся на период, когда еще интернет не был так распространен. И количество самоубийств зависит, скорее от депрессивности региона, чем от проникновения интернета: в экономически отсталых областях оно в десятки раз больше, чем, например, в Москве. А вообще, статистика печальная: с 1992-го по 2014 годы в России покончили жизнь самоубийством свыше 1 млн человек (80–85% – мужчины); уровень социальной патологии выше в сельской местности и малых городах. Из 20 стран с наивысшими показателями уровня самоубийств в мире 15 – бывшие соцстраны”, — говорится в комментарии издания Slon к лекции Льва Гудкова в социальной сети “Фейсбук”.

Отметим, в социальных сетях статья Мурсалиевой произвела эффект разорвавшейся бомбы, вызвав широкий спектр реакций: от истеричных призывов «спасать детей», до циничных шуток, как, например, предложение читать последние слова во «ВКонтакте» одной из погибших девушек «Ня. Пока» наоборот — получается «Акопян», что, в, свою очередь, может дать пищу для дальнейших конспирологических теорий.

Причины:

Приближаются выборы, и очевидно, что власть будет предпринимать шаги для ограничения свободы интернета, в котором видит для себя угрозу ввиду его неподконтрольности. Существует версия, что “Новая газета” время от времени транслирует позицию ФСБ. Возможно, автор статьи Галина Мурсалиева недостаточно хорошо изучила соответствующую статистику и вывела неверную причинно-следственную связь между сообществами в социальных сетях и детскими самоубийствами.

Отметим, что изначально блокировка различных интернет-ресурсов на территории России без решения суда стала возможна благодаря закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Последствия:

Возможно, антитеррористические законы депутата Госдумы Ирины Яровой, серьезно ограничивающие свободу слова и принятые российским парламентом в первом чтении 13 мая, могут быть дополнены законодательными инициативами, которые под видом борьбы за безопасность детей позволят российским властям усилить контроль за российскими социальными сетями и интернетом в целом.

MegaSmi