Во вторник, 11 октября, Контрольно-счетная палата опубликовала результаты проверки деятельности Горизбиркома за 2014-2015 годы. Аудиторы не обнаружили существенных нарушений, слухи о которых весной использовали Вячеслав Макаров, Максим Резник и другие депутаты во время «травли» бывшего главы избирательной комиссии Алексея Пучнина. Несмотря на незначительность нарушений, в среду, 12 октября, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров фактически перешел к открытому шантажу Пучнина: он заявил журналистам, что в отношении бывшего главы Горизбиркома будут «приняты меры», если он допустит критику в адрес председателя городского парламента.
Во вторник Контрольно-счетная палата Петербурга огласила официальные результаты проверки, которую в начале года провела в отношении деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии за период 2014-2015 годов. Аудиторы не сумели выявить существенных нарушений, озвучив лишь мелкие претензии к ведомству. Речь идет об: оплате невыполненных работ по установке двух кондиционеров; нарушениях при эксплуатации служебных автомобилей (ранее в Горизбиркоме заявляли, что имеется ввиду случай, когда члена ЦИК на автомобиле Алексея Пучнина довезли до вокзала); издании исторического сборника, «доступного ограниченному кругу пользователей»; закупки и вручении в качестве сувенирных подарков кубков, стоимость которых превышала 3 тысячи рублей за каждый.
Масштаб официально установленных нарушений диссонирует с риторикой обвинений, которым минувшей весной Алексей Пучнин подвергался со стороны лояльных Вячеславу Макарову депутатов. Ближайший соратник спикера, на тот момент – лидер группы беспартийных депутатов Максим Резник 12 апреля говорил о Пучнине: «Я считаю, что председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Алексей Пучнин должен покинуть свой пост. Если раньше Пучнин просто ассоциировался с большим количеством нарушений на выборах в 2014 году, то теперь, после проверки Контрольно-счётной палаты, он связан и с другими нарушениями — финансовыми, путая свой карман с бюджетными средствами».
Именно в апреле в острую фазу перешло противостояние Вячеслава Макарова и Алексея Пучнина. Это было связано с процессом переутверждения составов Территориальных избирательных комиссий. Макаров полагал, что Пучнин при поддержке вице-губернатора Александра Говорунова укомплектует ТИКи враждебно настроенными по отношению к спикеру членами. Которые, в свою очередь, на выборах не допустят победы представителей команды Макарова.
20 апреля глава Центризбиркома Элла Памфилова анонсировала отставку Алексея Пучнина. «Мы пришли к пониманию, что необходимо рассмотреть вопрос о кадровой ротации. При этом никто не подвергает сомнению высокие профессиональные качества Пучнина, мы уверены, что он будет востребован на других участках работы», — заявила Памфилова. В этот день отставки Пучнина потребовал лично Вячеслав Макаров. «Если это прозвучало из уст главы ЦИК, то Пучнину надо немедленно выполнять – уйти в отставку, а не рассуждать. Критика в его отношении раздавалась на протяжении всего последнего времени», – заявил тогда спикер ЗакСа. В тот день Алексей Пучнин действительно написал заявление об увольнении. А на следующий, 21 апреля, Горизбирком утвердил составы ТИКов. Практически во всех из них усидели лояльные Вячеславу Макарову председатели, которые 18 сентября обеспечили победу абсолютно всех одномандатников от «Единой России» и большинства сторонников Макарова, шедших в партсписках.
После событий 20 апреля конфликт между Макаровым и Горизбиркомом фактически прекратился. Ввиду чего проверка КСП утратила свое политическое значение. Ее результаты были опубликованы лишь теперь и оказались ожидаемо «беззубыми». Несмотря на это, в перерыве пленарного заседания ЗакСа, 12 октября, общаясь с журналистами, Вячеслав Макаров неожиданно подверг Алексея Пучнина резкой критике, фактически переходящей грань личных оскорблений.
— Я не пинаю мертвого шакала. Он бесчестный чиновник и бесчестный человек. Ушел — и пусть уходит. Но если он или еще кто-то еще вздумает опровергнуть мои слова, то тогда это (принятие мер по итогам проверки КСП — прим. ред.) начнется. Я выражаюсь предельно прозрачно, — приводит слова Макарова издание «ЗакС.Ру».
Причины:
Слова Вячеслава Макарова можно расценить как угрозы в адрес Алексея Пучнина. Фактически спикер угрожает бывшему главе избиркома преследованием, вероятно, уголовным, если тот «вздумает опровергнуть его слова». Под данной формулировкой, вероятно, можно понимать критику в адрес председателя парламента.
Можно было бы предположить, что такая резкая реакция Вячеслава Макарова в адрес Алексея Пучнина может быть вызвана намерением последнего дать какое-либо разоблачительное интервью о прошедших в Петербурге выборах, вновь приведших Макарова к власти. Долгое время Пучин сохранял молчание в публичной плоскости и не высказывался о ходе петербургской избирательной кампании. Теперь, когда выборы прошли, он мог бы нарушить это молчание.
Возможно, угрозами Вячеслав Макаров пытается заставить Алексея Пучнина молчать и дальше.
Последствия:
Сама по себе реакция Вячеслава Макарова довольно удивительна. Как правило, спикер старается быть сдержан в своих словах и редко позволяет себе публичные оскорбления. Можно было бы предположить, что именно Алексей Пучнин вызывает у Вячеслава Макарова такую реакцию, потому что, например, его он считает своим личным врагом. Однако, насколько известно общественности, Вячеслав Макаров считает своими личными врагами значительное количество общественных и политических деятелей, половина из которых – журналисты оппозиционных СМИ.
Если отмести версию о глубокой личной неприязни, не позволяющей Вячеславу Макарову сдерживать свои эмоции при общении с прессой, можно предположить, что положение спикера шатко и сколько-нибудь значимая критика в его адрес может стать последней каплей, после которой в отношении Макарова произойдут крайне неприятные для него последствия. Однако и эта версия выглядит странно. Макаров «оккупировал» ЗакС молодыми депутатами, значительная часть которых вообще не является политиками, а может похвастаться лишь работой на хозяйственных должностях аппарата ЗакСа, и с головой погрузился в излюбленное им занятие: армейской муштре. Так, в среду, 12 октября, сразу два депутата получили выговоры от Макарова за то, что позволили себе прийти на заседания в деловых костюмах, но без галстуков: коммунист Александр Рассудов и футболист Виктор Сысоев, получивший мандат в награду за то, что приходится сыном депутату-единороссу Любови Егоровой. При этом Рассудов сумел реабилитироваться, в перерыве одев «дежурный» галстук из приемной Макарова и признав свою вину («Макаров совершенно верно сделал мне замечание», — сказал он). Казалось бы, такой идиллии не могут угрожать какие-либо внешние факторы – Вячеслав Макаров обеспечил себе безбедное будущее как минимум на ближайшие пять лет. А если так, чего же может бояться спикер?
С одной стороны, как и любой политик в России, он может бояться ареста. Тем более, что ему на него активно намекали активисты движения «За честный Петербург», незадолго до выборов распространявшие у станций метро листовки с анти-макаровским «Манифестом». В документе содержались намеки на отношение Вячеслава Макарова к некоторым громким федеральным уголовным делам, фигурировали выражения типа «преступный клан Макарова». Распространение данных листовок, а также размещение в ряде СМИ заказных статей против Вячеслава Макарова имело признаки информационной кампании по дискредитации спикера, организаторы которой находятся не в Петербурге, а в Москве. Впрочем, сейчас крайне сложно себе представить, что Вячеславу Макарову могут быть предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений.
Однако такой поворот нельзя было бы исключать, в случае смены исполнительной власти в Петербурге. Многие наблюдатели сохраняют уверенность, что в ближайшие недели Георгий Полтавченко будет отправлен в отставку. Новый же губернатор может менее благосклонно отнестись к установившемуся в Мариинском режиму, напоказ характеризующемуся «охотами на ведьм», в лице которых выступают депутаты, явившиеся без галстуков, а по сути всегда готовому руками Максима Резника или еще 40 лояльных Макарову депутатов затянуть исполнительную власть в пучину информационных войн с требованиями отставок вице-губернаторов, сливами компроматов на глав избирательных комиссий, интриг против градоначальника и т.д. И, быть может, Вячеславу Макарову достоверно известны какие-то сведения, не известные пока широкой петербургской общественности, которые настолько заставляют его именно сейчас бояться сколько-нибудь конструктивной критики в свой адрес, что вынуждают идти на прямые оскорбления и угрозы в адрес оппонентов.