Сторонники бывшего руководителя фракции КПРФ в Законодательном собрании Владимира Дмитриева добиваются его назначения 1-м секретарем горкома петербургского отделения партии. Сейчас эту должность занимает нынешняя глава фракции Ольга Ходунова. «Переворот», согласно слухам, которые распространяли сторонники Дмитриева, должен был произойти на минувшем заседании пленума (то есть – руководящего органа) петербургских коммунистов. Однако этого не случилось. Сторонники Ходуновой объясняют это тем, что Дмитриев в действительности контролирует от силы 1/3 членов горкома, вместо необходимых ему ½ плюс один голос.
Заседание пленума горкома петербургского отделения партии КПРФ состоялось 26 ноября. На нем были подведены итоги предвыборной кампании, дана оценка результатам, полученным партией на городских выборах. С критикой в адрес 1-го секретаря горкома Ольги Ходуновой и члена президиума ЦК КПРФ Святослава Сокола выступил, в частности, Владимир Дмитриев, проигравший ЗакСовские выборы в совершенно чужом для него 24-м округе в Пушкинском районе. Секретарь одного из первичных отделений в Василеостровском районе Евгений Ласточкин высказал мнение, что было бы правильно предложить Ольге Ходуновой отказаться от одной из должностей – либо руководителя фракции, либо 1-го секретаря горкома.
Пленуму предшествовал скандал в Центральном районном отделении КПРФ. Вскоре после выборов, в октябре, его секретарь Николай Марков вышел из партии. Свое решение в беседе с Бездуховностями он объяснил нежеланием находиться в одной партии с «бездельниками Ходуновой и Соколом».
— Свою точку зрения я изложил в своем заявлении на заседании райкома. Пока такие коммунисты как Сокол, Ходунова будут находиться в рядах партии, мне там делать нечего! Они пришли получать какие-то блага для себя, а не для того, чтобы работать на благо социальное, — пояснил Николай Марков Бездуховностям, добавив в ответ на замечание о том, что оба упомянутых им партийца уже давно состоят в КПРФ: Много или мало они в партии?.. По три, по четыре созыва сидят (вероятно, имеется ввиду Святослав Сокол, депутатствовавший в ГосДуме последние 4 созыва и проигравший выборы 18 сентября – прим. ред.). Это надо у Зюганова спросить о бездельниках, которыми он себя окружил! Я с 1987 года состою в КПСС. Потом был небольшой перерыв, и с 2008 я вступил в КПРФ. Я был именно тем коммунистом, которые должны быть в партии сегодня! Но их, к сожалению, все меньше и меньше.
Собеседники Бездуховностей пояснили, что Николай Марков считается довольно импульсивным человеком. В частности, на заседание райкома, где он зачитал заявление о своем уходе, Марков принес фотографии, на которых депутат от КПРФ Ирина Иванова при вручении мандатов обнимается с депутатом от «Единой России», бывшим главой Центрального района Марией Щербаковой. На минувших выборах Марков баллотировался против Щербаковой и, вероятно, считает ее злейшим политическим врагом.
В свою очередь сторонники Владимира Дмитриева поясняют, что не только он, но и Святослав Сокол, в этом году отпраздновавший свое 70-летие, хотел бы занять место 1 секретаря горкома. Выборы должны состояться через 2 года, в декабре 2018-го. Сейчас Сокол утратил значительную часть своего влияния, поскольку впервые за последние 20 лет перестал быть депутатом ГосДумы. Однако часть влияния он сохраняет, его креатурой считается Ольга Ходунова. Их оппоненты считают, что без Дмитриева с КПРФ перестанут считаться городские власти. «Кого выставят спойлером губернатора на будущих выборах? Ирину Иванову? Нет! Возьмут Оксану Дмитриеву, которая к тому моменту может окончательно растратить реальную популярность, что сделает ее хорошим и абсолютно безобидным спойлером. А с нами больше считаться не будут!», — сокрушаются сторонники Владимира Дмитриева (его оппоненты говорят, что не он, а Сокол договаривался о выдвижении Ирины Ивановой кандидатом в губернаторы в 2014 году). В связи с этим сторонники отставного главы фракции предлагают назначить его 1-м секретарем горкома, поскольку Дмитриев, не в пример Ольге Ходуновой, имеет сложившиеся отношения и с Вячеславом Макаровым, и со Смольным.
Ольга Ходунова действительно не может похвастаться лояльностью «Единой России». В ЗакСе КПРФ с «Яблоком» стали наиболее оппозиционными фракциями, а Ходунова находится в тлеющем конфликте с Макаровым. Считается, что именно Ольга Ходунова подсказала депутату ГосДумы от КПРФ Валерию Рашкину пожаловаться главе «Единой России» Дмитрию Медведеву и Генпрокурору Юрию Чайке на вице-спикера ЗакСа Анатолия Дроздова, дразнившего журналистку Александру Гармажапову «ГармажОповой». В своем обращении Рашкин также не забыл напомнить и о попытке Дроздова осуществить вброс бюллетеней на выборах 2011 года. В результате фракция КПРФ сталкивается с мелкими и крупными неприятностями – от трудностей в трудоустройстве помощников депутатов-коммунистов до лишения их «депутатской поправки».
«Такая проблема действительно есть. В аппарате ЗакСа есть какие-то внутренние регламенты, которые позволяют проверять сотрудников до 90 дней. И со всеми помощниками наших депутатов происходит такая «тягомотина». Например, очень долго Анну Клочкову не оформляли помощницей руководителя фракции. Но сейчас она уже оформлена. На данный момент 6 помощников из 10 трудоустроены, 4 – все еще проходят эту 90-дневную проверку. Однако так происходит с помощниками и других оппозиционных депутатов. Например, Оксана Дмитриева принесла документы на своих помощников, ей в отделе кадров посоветовали от одного из своих отказаться и взять вместо него помощницей бывшего депутата Ирину Комолову. Хоть Дмитриева и не хотела, она согласилась. И Комолову буквально за 2 дня оформили», — рассказывают Бездуховностям сторонники Ольги Ходуновой.
Отметим, Ирина Комолова стала пока единственным депутатом прошлого созыва от КПРФ (хотя заканчивала созыв Комолова как сторонница Партии роста и от нее шла кандидатом в депутаты), устроившимся работать помощником депутата. Ранее таким путем пошли яблочник Александр Кобринский, ставший помощником Бориса Вишневского, и сторонница Максима Резника Ольга Галкина, трудоустроившаяся специалистом в его комиссию по культуре. Остальные бывшие депутаты-коммунисты либо пока не нашли официальную работу (как Владимир Дмитриев, Константин Смирнов); либо продолжили заниматься преподавательской деятельностью (Юрий Гатчин в ИТМО является заведующим кафедрой Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, а Алексей Воронцов в РГПУ им. Герцена — заведующий кафедрой истории и теории социологии). Игорь Коровин возглавил петербургское движение «Юнармия».
Кстати, с 1 января Юрий Гатчин может лишиться своей должности. Сразу после выборов, которые он проиграл, ему было объявлено, что возглавляемая им кафедра будет ликвидирована. Сейчас ожидается, что это произойдет с нового года. Вероятно, такое решение можно считать политическим. Ректором ИТМО является Владимир Васильев, не скрывающий своей связи с «Единой Россией». В 2007 году в первой тройке городского списка он даже баллотировался в ГосДуму от этой партии. Васильев является почетным гражданином Петербурга и советником губернатора.
Причины:
Для Владимира Дмитриева не удивительно желание «раскачать» партийную ситуацию. Последние годы он занимался политикой и, вероятно, хотел бы продолжить работу в этой сфере. Тем более, учитывая его «договороспособность», навряд ли его сильно угнетает сложившаяся в городе политическая система тотального контроля «Единой России» и лично Вячеслава Макарова за происходящими политическими процессами, характеризующаяся фактическим отсутствием какой бы то ни было реальной политики. Шансы Владимира Дмитриева получить власть в другой партии еще ниже, чем в КПРФ, поэтому неудивительно, что он хочет занять должность 1 секретаря горкома.
Последствия:
В то же время, очевидно, что в сложившейся ситуации Дмитриев не сможет организовать «переворот» и сместить Ольгу Ходунову со Святославом Соколом. Несмотря на «перестраховку» Ходуновой, выразившуюся в том, что на заседание пленума из Москвы на подмогу она вызвала Валерия Рашкина, в действительности Дмитриев контролирует значительно меньше половины членов горкома. Всего их насчитывается 64. Он влияет примерно на треть голосов. А этого недостаточно для постановки вопроса о смене руководителя.