Бездуховности

Оргкомитет «Вставай на защиту Исаакия» напрасно обвиняет во вредительстве главу петербургских отделения Партии прогресса и предвыборного штаба Алексея Навального Полину Костылеву, а также гражданского активиста Федора Горожанко . Такое мнение в беседе с Бездуховностями выразил сам Горожанко. По его словам, именно они с Костылевой первыми создали и группу «Вконтакте» в защиту Исаакивеского собора, и петицию против его передачи РПЦ. Остальные оппозиционеры из-за личных обид и собственных амбиций попытались перехватить инициативу, а затем, не сумев этого сделать, обвинили их в подрывной деятельности и отстранили от работы в оргкомитете.

Поводом для конфликта между Полиной Костылевой с Федором Горожанко и остальными участниками оргкомтета оппозиции, костяк которого составляют депутаты ЗакСа Алексей Ковалев, Борис Вишневский, Максим Резник, координатор «Открытой России» Андрей Пивоваров и член совета той же организации Вадим Суходольский, послужили группы «Вконтакте» и название сайта, на котором впервые была размещена петиция против передачи собора. По версии Вадима Суходольского, Горожанко повел себя некрасиво, когда пожаловался на их группу в администрацию соцсети, имея намерение устранить «конкурентов» (поскольку у Горожанко была собственная группа, посвященная защите Исаакивеского собора).

— Конфликт начался ещё и вокруг адреса сайта, где осуществляется сбор подписей против передачи Исаакиевского собора — sobor.gorozhanko.ru. Сайт ведут Горожанко и Костылева, на нем размещены их портреты, — рассказывает Бездуховностям Вадим Суходольский. — Сайт они создали втайне от оргкомитета. Об этом мы узнали из СМИ уже постфактум. В оргкомитете посчитали, что адрес сайта с фамилией одного человека – это самопиар, что он не может быть общим для всех организаций. Федору Горожанко предложили сменить адрес сайта на нормальный, а также убрать их с Полиной портреты. На что они ответили отказом.

Сам Федор Горожанко рассказывает, что создал петицию 11 января, когда оргкомитета фактически еще не существовало. Покупать для нее отдельный домен тогда не было времени и денег, поэтому он разместил ее на поддомене своего сайта.

— Я сделал этот сайт за ночь и не думал, что будет такой охват аудитории (сейчас петицию на указанном сайте подписали более 30 тысяч человек – прим. ред.). У меня есть свой домен, я на нем делаю поддомены. Например, там же — gazeta.gorozhanko.ru — была наша с Александром Шуршевым газета о Екатерингофском округе. Покупать какой-то другой домен тогда не было ни времени, ни денег. Никакого злого умысла в создании петиции именно на моем домене нет, — объясняет Горожанко. — Да и вообще, это мой сайт, почему я не могу сделать петицию у себя!? Да, снизу написано, что я и Полина запустили эту петицию. Ничего страшного в этом я не вижу — люди должны знать, кому подписывают.

При этом Горожанко утверждает, что никаких предложений о сотрудничестве от оргкомитета не получал, а слышал лишь «наезды» из серии «вы негодяи, мы объявляем бойкот вашей петиции».

— Пришел Андрей Пивоваров и заявил, что петицию поддерживать не будет, потому что она на моем домене и – я цитирую – на сайте «городского дурачка, который украл чужую тему». При этом Андрей поступил очень некрасиво: стал просить всех своих ребят удалить репосты ссылок на петицию. Например, удалил Даня Кен, который ранее сделал репост, — продолжает Горожанко.

Следующая претензия оргкомитета в адрес Костылевой с Горожанко – создание группы «Вконтакте» в защиту собора.

— Они создали группу, но добавлять в админы других участников от оргкомитета отказались. В итоге администраторы другой группы, которая изначально была создана против «закона Димы Яковлева», предложили отдать ее оргкомитету. Меня с согласия владельцев добавили администратором, — рассказывает Вадим Суходольский. — До этого 4 года группой никто не занимался. Мы обновили ее, переименовали в «Защитим Исаакиевский собор». Однако администрация «ВКонтакте» посчитала, что группа резко сменила тематику (что противоречит правилам соцсети), и заблокировала ее. Тогда мы «с нуля» создали новую — «Защитим Исаакиевский собор».

Как поясняет Суходольский, после того, как администраторы первой группы пообещали восстановить ее тематику, «Вконтакте» разблокировал страницу.

— Во время разблокировки мы и узнали, что жалобу в техподдержку сайта на группу писал Федор Горожанко. При том, что до этого он публично отрицал свою причастность к блокировке группы (хоть и поддерживал сам факт блокировки). Получается, что Горожанко пытался удалить нашу группу, чтобы в итоге осталась только его личная, посвященная Исаакиевскому собору. Некрасивая история. Извинений от него так никто из оргкомитета и не услышал, — констатирует Вадим Суходольский.

В ответ на эти претензии Федор Горожанко заявляет, что это оргкомитет на самом деле пытался подделать его группу, назвав свою почти также.

— Мы создали группу sobor_gorodu 12 января. 13-го появляется группа с адресом soborgorodu — таким же, как у нас, только без подчеркивания. Я пишу Андрею Пивоварову: « что за дела, зачем дублировать группы?». Потом стал изучать, откуда там вдруг взялось 3000 участников, в то время как у нас на тот момент было лишь 600-700 человек. «Прогнал» их группу через программу, которая проверяет на ботов и «дохлые» аккаунты. Оказалось, что там 40% «мертвецов». Никаких сторонников защиты музея там не было.Через кэш гугла я выяснил, что раньше это была группа против «закона Димы Яковлева». А в ночь на 13 января они ее переделали в группу про Исаакий. Я написал об этом в один из чатов, получил порцию «наездов» в ответ. Затем обжаловал это в администрацию «Вконтакте», основываясь на трех доводах: новая группа вводит пользователей в заблуждение, поскольку имеет почти такой же адрес; она резко сменила тематику, что запрещено правилами соцсети; ее администрация ведет себя по отношению к нам крайне некрасиво. Через несколько дней группу забанили, — объясняет Горожанко. — Затем они создали еще одну, уже третью группу, в которой сейчас и сидят. Ее они называют «официальной». Это очень неприятно.

Также Горожанко не считает, что стоит говорить о том, что «якобы выступавшие против «закона Димы Яковлева» дали разрешение переименоваться в защитников Исаакия. «Это лукавство. Взяли просто и смухлевали, чтобы изобразить свою значимость», уверен он.

— В итоге, что мы имеем: мы с Полиной сделали большую петицию, регулярно отчитываемся перед подписчиками, рассылаем им новости, приглашали на акции, ведем группы в ВК и Фейсбуке. Печатали наклейки, плакаты и подписные листы к митингу, покупали ленточки, оплачивали продвижение петиции и рекламы митинга в соцсетях. Заметьте, я даже добился того, чтобы объявление о митинге приняли в таргетированной рекламе ВК. А Пивоваров и компания заседают на своих оргкомитетах, сделали мошенническим образом группу, которую потом закрыли, потом сделали еще одну. В сухом остатке в нашей группе сейчас на тысячу участников больше, чем в их (4,5 и 3,5 тысячи участников соответственно – прим. ред.). Я понимаю, что это личные обиды Андрея на меня. Но можно это решать как-то в другой плоскости, — резюмирует Федор Горожанко.

Причины:

Ссоры характерны для петербургской – и не только – оппозиции. Фактически любая общественная кампанию, участие в которой принимало значительное количество организаций, сопровождалась конфликтами внутри оргкомитета. В случае с «Вставай на защиту Исаакия» положительной его отличительной особенностью является уже то, что до сих пор он не развалился на два или даже три оргкомитета, как это зачастую происходило раньше. Вероятно, это связано с тем, что знаковые оппозиционеры прошлых лет, традиционно принимавшие участие в ссорах – эмигрировавшая в Киев Ольга Курносова, осужденный Николай Бондарик, Иосиф Скаковский с Константином Ершовым и пр. – не принимают активного участия в организации нынешних протестов.

Последствия:

Поскольку на данный момент стороны уже обозначили свои позиции и не проявляют желания развивать конфликт, возможно, постепенно он сойдет на нет.

MegaSmi