Николай Паялин, до 2013 года являвшийся официальным главой совета депутатов Большой Охты, а затем неформально оказывавший большое влияние на политику муниципалитета, опубликовал «Манифест «О прекращении муниципальной деятельности»». В 3-х страничном документе бывший глава рассуждает о «никчемности» местного самоуправления в Петербурге, рассказывает, как, не являясь членом партии, заново отстраивал разрушенное Светланой Нестеровой отделение «Единой России» и намекает на «свой путь», «который он знает, но на который еще не решился вступить».
Николай Паялин являлся депутатом Большой Охты (муниципалитет состоит из 10 одномандатных округов) с первого созыва ее совета в 1998 году. С 1999 по 2013 годы являлся главой совета депутатов. В 2011 году вышел из партии «Единая Россия» и баллотировался в ЗакС по спискам эсеров. Однако депутатом городского парламента не стал. В 2013 году добровольно сложил полномочия главы совета депутатов. Эту должность заняла супруга Паялина Анастасия Фрегатова. В 2014 году после ожесточенного противостояния с местным – на тот момент — депутатом ЗакСа от ЕдРа Светланой Нестеровой и ее мужем, депутатом Большой Охты Сергеем Сахаровым сумел провести в совет 5 из 10 своих депутатов. Сам Паялин тогда проиграл выборы в одномандатном округе Сахарову. Спустя несколько месяцев главой Большой Охты была избрана член команды Паялина Татьяна Лаврентьева, Анастасия Фрегатова, также проигравшая выборы, заняла должность главы местной администрации.
Николай Паялин многократно участвовал в выборах депутатов Законодательного собрания. Своими оппонентами в Красногвардейском районе традиционно считал скандальноизвестного главу соседнего МО Малая Охта Дмитрия Монахова и депутата ЗакСа от ЕР Светлану Нестерову. Последняя в 2016 году была арестована по делу о хищении 4,7 миллиона рублей, выделенных по ее «депутатской поправке» на ветеранские организации. По этому делу были осуждены помощницы Нестеровой, в ходе следствия давшие на нее показания. В июне 2016 года Нестерова, на тот момент уже выдвинутая в качестве кандидата в ЗакС от «Единой России», была арестована. Через два дня суд перевел ее из СИЗО под домашний арест, где она и содержится до сих пор. 20 марта Красногвардейский районный суд продлил ей арест на три месяца.
В пятницу, 24 марта, Николай Паялин опубликовал значительный по своим размерам «Манифест «О прекращении муниципальной деятельности«». «Считаю, что местного самоуправления в Санкт-Петербурге нет, а всё, что мы видим, – формальная дань обязательным условиям международных обязательств Российской Федерации, — пишет Паялин. — Вследствие открытого выражения своих взглядов на никчёмность местного самоуправления в Санкт-Петербурге, открытого непринятия как угроз, так и лживых посулов, в 2014 году я получил полномасштабную войну на выборах депутатов Муниципального совета Большой Охты, в результате которой наша команда получила несколько «ударов в спину» не только от противников, но и от наиболее приближенных людей, ранее позиционирующих себя единомышленниками».
В документе бывший глава Большой Охты рассказывает о своем трудовом пути в местном самоуправлении, перечисляет свои достижения. Среди них есть такие:
«Стал идеологом и реализовал проект «Большеохтинский Совет Старейшин», основными задачами которого являются формирование муниципальных социальных программ и обеспечение включения в общественную работу пенсионеров округа всех категорий. Сегодня, спустя 11 лет, этот проект начинает транслироваться на другие муниципалитеты Санкт-Петербурга»;
«Открыто заявил, что муниципалитет Большой Охты не будет работать по поправкам депутатов Законодательного Собрания СПб вследствие недобросовестности намерений действующих ранее его территориальных представителей, которая в конечном итоге была подтверждена и подтверждается в настоящее время».
Отдельно Николай Паялин останавливается на состоянии муниципального партийного отделения «Единой России». Не называя фамилий, он упрекает Светлану Нестерову и Сергея Сахарова в развале партячейки.
«Кроме «послевоенного» (имеется ввиду борьба с Нестеровой и Сахаровым на муниципальных выборах 2014 года – прим. ред.) восстановления муниципальной деятельности пришлось восстанавливать и деятельность местной партийной организации «Единой России», так как, несмотря на серьёзную внутривидовую выборную борьбу, в выборах победили одни единороссы, просто одни из них шли по спискам партии, другие выдвигались в качестве самовыдвиженцев (именно последние и составляли команду Паялина – прим. ред.). В наследство новому политсовету муниципальной организации досталась пустота. И не потому, что никто не передал никаких партийных дел, а потому что старое руководство муниципальной партийной организации просто ничего не делало в течение 10 лет, но писало отчёты о том, что всё хорошо. Нам и здесь пришлось всё делать заново. Тем не менее, 1 марта 2017 года муниципальная партийная организация Большой Охты получила результаты реально проведённой проверки её деятельности Контрольно-ревизионной комиссией петербургского отделения партии. Деятельность нового политсовета и всей муниципальной организации признана положительной, а, главное, реальной, то есть существующей в действительности. Об этом было доложено как на городском уровне, так и в районном политсовете», — пишет Николай Паялин. — Мне пришлось налаживать работу местного отделения партии, членом которой я не являюсь, потому что остались люди, которые считают, что «Единая Россия» – часть нашего муниципалитета, хотя отдельные члены «Единой России» в своё время исказили факты, не доведя до сведения городского руководства партии, что жители округа выдвинули своих единороссов (имеется ввиду один из этапов противостояния с Нестеровой и Сахаровым в преддверии выборов 2014 года — прим. ред.).
В конце документа Николай Паялин объясняет решение «прекратить муниципальную деятельность». «Я считаю, что каждый руководитель обязан адекватно оценивать не только профессиональную пригодность своих сотрудников, но и уметь определить момент наступления собственного профессионального выгорания, когда его деятельность начинает приносить вред или застой. В момент, когда руководитель чувствует, что приходит время выгорания, он обязан подготовить адекватную замену и самоустраниться. Это я так считаю. Мне не интересно местное самоуправление в нашем городе в существующем виде, потому что оно бесперспективно и недееспособно. Я не буду участвовать в деятельности «Единой России», равно как и в деятельности иных существующих партий», — резюмирует Паялин.
Причины:
Николай Паялин является автором различных концепций реформирования местного самоуправления в Петербурге, он многократно, однако безуспешно, баллотировался в Законодательное собрание. Неудивительно, что спустя почти 20 лет работы в области МСУ ему окончательно надоела эта сфера власти, в которой ничего не происходит и не меняется.
Последствия:
Можно предположить, что Николай Паялин попытается сменить область деятельности, при этом продолжив активность именно в политической сфере. В конце своего манифеста он патетически намекает на свою идею: «Я знаю свой путь, но не факт, что уже решил на него ступить. Это путь не войны, а мира».
Впрочем, маловероятно, что он полностью утратит свою связь с Большой Охтой. Главой местной администрации там остается Анастасия Фрегатова, сам он проживает на территории муниципалитета.