Бездуховности

Горизбирком со второго раза утвердил заявку инициативной группы по проведению референдума по вопросу целесообразности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. В течении 20 дней, начиная с сегодняшнего, решение о проведении референдума или отказе в нем предстоит принять депутатам Законодательного собрания. Впрочем, глава фракции «Единая Россия» Александр Тетердинко уже заявил, что «проведение референдума невозможно».

Во вторник, 28 марта, на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии была утверждена заявка инициативной группы петербургской оппозиции о проведении референдума по закреплению статуса музеев за петербургскими соборами Преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор), Воскресения Христова на Крови (Спас-на-Крови) и Собора во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор). Такое решение члены Горизбркома приняли, не найдя ошибок в заявке инициативной группы, как это произошло в первый раз.

Членами инициативной группы выступили депутаты Законодательного собрания от фракций Партии роста Максим Резник, Сергей Трохманенко и Оксана Дмитриева, «Яблоко» Борис Вишневский и Михаил Амосов, «Справедливая Россия» Алексей Ковалев. Также в инициативную группу вошли, в частности, координаторы «Открытой России» Андрей Пивоваров и Наталья Грязневич.

Утверждение заявки Горизбиркомом означает, что теперь вопрос о проведении референдума либо отказе в нем должен быть вынесен на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. Это должно произойти в течении 20 дней.

Напомним, это уже вторая попытка инициативной группы провести через Горизбирком заявку на организацию референдума. В первой оппозиционерам было отказано 14 марта, решение членов комиссии было единогласным. «Представленное ходатайство не соответствует требованиям закона. Сквозной нумерации страницы не имеют, не прошиты, скреплены степлером», — мотивировала тогда отказ комиссии заместитель председателя Надежда Лебедева. Также она отмечала, что подписи членов инициативной группы были представлены на отдельном листе, а само ходатайство подано на четырех листах машинописного текста.

Причины:

Хотя утверждение заявки на проведение данного референдума и можно считать приятной неожиданностью для оппозиции, оно все равно носит формальный характер. Вероятно, оно обусловлено, в том числе, нежеланием председателя комиссии Виктора Панкевича брать на себя ответственность за заведомо неправомерные отказы инициативной группе. Пакевич в своей деятельности старается не привлекать к себе внимания СМИ, не провоцировать в свой адрес упреки ни оппозиции, ни партии власти. Ему гораздо удобнее переложить принятие окончательного решения по вопросу проведения референдума на плечи спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, чем самому бросаться на эту политическую амбразуру.

Последствия:

С одной стороны, практически нет сомнений, что парламентское большинство провалит идею проведения референдума. Так, глава фракции «Единая Россия» Александр Тетердинко уже заявил агентству ТАСС, что «проведение референдума невозможно». «Вопрос передачи объектов религиозного назначения, в том числе Исаакиевского собора, в введение религиозных организаций урегулирован федеральным законодательством. Инициаторы референдума фактически пытаются вынести на обсуждение вопрос об исполнении либо неисполнении прямых предписаний федерального закона. Подобный вопрос на референдум субъекта федерации вынесен быть не может. Проведение подобного референдума невозможно», — сказал Александр Тетердинко.

Вероятно, за референдум проголосуют лишь депутаты Партии роста, «Яблока» и часть депутатов «Справедливой России» (чтобы в итоге было «и нашим, и вашим»). То есть 6-7 депутатов. Глава фракции КПРФ Ольга Ходунова заявила СМИ, что она хоть и выступает за референдумы в принципе, однако по данному вопросу они со своими депутатами определятся лишь в среду, 29 марта.

С другой стороны, Борис Вишневский уже заявил, что в случае, если ЗакС откажет в проведении референдума, заявители обратятся в суд. «Они попытаются заявить нам, что этот вопрос урегулирован федеральным законодательством, но это не так. Если бы он был урегулирован, то губернатор бы не смог отказать в передаче собора в 2015 году. Администрация вправе принимать то или иное решение, тут нет никакого императива», – констатировал Вишневский в беседе с изданием «ЗакС.Ру».

Своим нежеланием самостоятельно отказывать оппозиционерам Виктор Панкевич создал возможность для раздувания в СМИ темы передачи Исаакиевского собора в ближайшие дни. От чего в медийном плане, безусловно, выиграют противники передачи собора.

Впрочем, нельзя полностью исключать и конспирологическую версию о подстроенности всего происходящего Вячеславом Макаровым, апологетов которой немало среди политических наблюдателей. Согласно этой версии, Макаров специально раздумает конфликт вокруг Исаакиевского собора, подстегивая и сторонников передачи (как, например, своего скоропостижноуволенного друга Василия Кичеджи, инициировавшего «письмо ректоров»), и противников (главным среди которых является близкий политический партнер Макарова Максим Резник). Целью спикера ЗакСа в таком случае является расшатывание политической ситуации в Петербурге, что негативно сказывается на позициях губернатора Георгия Полтавченко, в глазах Москвы ответственного за происходящее в городе. Его доброе имя и так уже пострадало из-за массовых акций протеста против передачи собора. А если допустить, что в Петербурге все же пройдет референдум и, что значительно хуже, горожане на нем выскажутся против передачи собора, это поставит крест на репутации Полтавченко как жесткого руководителя, контролирующего ситуацию. Поскольку в январе градоначальник уже заявил о том, что принял решение о передачи собора и дальнейших обсуждений в этом вопросе быть не может. Ослабление позиций Полтавченко и его отставка могут быть выгодны Вячеславу Макарову в том случае, если он собирается сам участвовать в выборах губернатора, ну или, на худой конец, выгодно «продать» контроль над «муниципальным фильтром» кандидату из Кремля, получив дополнительные политические привилегии.

MegaSmi