Бездуховности

Министерство культуры в лице руководителя своего управления по Северо-Западному федеральному округу Сергея Булавского и его заместителя — начальника отдела государственного контроля и надзора Андрея Ермакова обвиняет Смольный в коррумпированности и провоцировании международного скандала. Причиной тому послужило неисполнение органами исполнительной власти Петербурга, в частности Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) требований ЮНЕСКО об охране объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Как известно, в 1990 году Петербург был включён в Список объектов Всемирного наследия. На протяжение нескольких лет Министерство культуры обвиняет правительство города в игнорировании норм международного права, а именно — в неисполнении требований Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 г. ода и практического Руководства по выполнению данной Конвенции.

По мнению Минкульта, на все проекты, планируемые к  строительству в границах объекта ЮНЕСКО и его буферной зоне, должны разрабатываться материалы с оценкой воздействия нового строительства на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Затем эти материалы должны направляться на согласование в Министерство культуры, а затем — в ЮНЕСКО.

Поскольку правительством города эти требования не исполняются, строительство в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга ведется только на основании согласований, выданных КГИОП, градостроительных планов, выданных КГА и разрешений на строительство, выданных Службой строительного надзора. В результате деятельность вице-губернатора Игоря Албина, курирующего строительную отрасль, председателя КГИОП Сергея Макарова в отношение нового строительства вблизи объектов культурного наследия (например, Алксандро-Невской Лавры, усадьбы Александрино в Кировском районе на пр. Стачек, д. 226, Чесменского дворца в Московском районе на ул. Гастелло, 15) неоднократно вызывала критику со стороны Минкульта.

При этом Минкультуры активно сотрудничает с различными градозащитными и общественными организациями, проводит встречи с ними и даже обращается к ним за помощью. На сайте градозащитной организации «Эра» (Специализированная группа экологии рядовой архитектуры) опубликовано письмо Министерства в адрес руководителя «Эры» Алексея Ярэмы, который в настоящее время получил политическое убежище и проживает во Франции, с просьбой информировать Министерство о работах , проводимых Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в границах компонентов Объекта всемирного наследия.

Насколько известно Бездуховностям, на встречах с представителями градозащитных организаций руководитель управления Минкультуры по Петербургу Сергей Булавский активно «перемывает кости» чиновникам регионального правительства. «Создалась ситуация, в которой Игорь Николаевич, я подозреваю, не знает, что нужно делать. Потому что настолько они запутались. Запутались в своих решениях, действиях и так далее. Результатом неоднократных нарушений не только законодательства РФ, но и Санкт-Петербурга явились решения руководителей разного уровня: и Албина в том числе, и руководителей госстройнадзора, и КГИОПа, и КГА. Указания Игоря Николаевича были достаточно противоречивыми», — утверждал Сергей Булавский на одной из встреч с Алексеем Ярэмой.

Кроме того, руководитель управления говорит, что правительство либо вообще не понимает последствий своих решений, либо сознательно действует на уничтожение объектов культурного наследия и «крышует» незаконное строительство в зонах охраны объектов культурного наследия в интересах застройщиков. «К сожалению, эти государственные управления патологически недорабатывают. Часть – меньшая — потому что они катастрофически завалены текущей работой, не успевают ничего. А есть еще достаточно ощутимая часть людей, которые даже не стремятся что-то сделать. Они занимаются — кто-то выживанием, кто-то свои интересы преследует», — продолжает Булавский.

«Непонятно, почему, но таких ситуаций в городе возникает все больше и больше. За последние 3-4 месяца сложились еще ряд ситуаций, которые еще не раскрылись во всей красе. Такие как Александрино, Гастелло, или ряд других объектов. Но потенциально они имеют шанс стать именно такими. Почему? Потому что там тоже изначально идет нарушение законодательства и ряд недоработок. Подозрение есть, что есть заинтересованные люди в подобном подходе к решению вопроса, — делится с градозащитниками своим мнением Сергей Булавский. — Правительство Петербурга почему-то самоустраняется от решения вопроса. Почему — не знаю. Может, какие-то ситуации их устраивают, может даже, какие-то ситуации создаются намеренно. Для чего? Ну это на совести каждого отдельно взятого должностного лица».

Причины:

Если разобраться в ситуации, то становится ясно, что Минкультуры прекрасно известно, что на сегодняшний день отсутствует юридическая процедура согласования с ЮНЕСКО какой-либо документации по строительству. И Министерство не может требовать от правительства города того, что не урегулировано на федеральном уровне.

Еще в 2015 году Куйбышевский районный суд Петербурга по делу №2-1920/15 от 27.05.15 г. установил, что отсутствует необходимость в согласовании с ЮНЕСКО при строительстве на территории объекта всемирного наследия. В 2017 году также Куйбышевский суд отказал в удовлетворении исков градозащитников о незаконности  строительства вблизи Александрино и Чесменского дворца.

Тем не менее, Минкультуры продолжает распространять информацию о том, что суд, наоборот, признал строительство незаконным. «Реально судья усматривает нарушение законодательства, не только в РФ, но и в Петербурге. Никто уж не говорит о международных судах. Про них так вскользь упоминают для полноты картины», — настаивает Булавский. И продолжает обвинять чиновников городского правительства в незаконности их действий.

В действительности же ничего не делает в направлении исполнения международных обязательств само Министерство. Дело в том, что в Федеральном законе от 25.06.02 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» не установлен порядок реализации указанных выше требований, не определен перечень и масштаб работ, в отношении которых должна проводиться оценка воздействия, не определен орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере сохранения объектов всемирного наследия и т.д.

Министерством Культуры еще в 2002 году был подготовлен проект федерального закона «О внесение изменений в Федеральный закон от 25.06.02 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции. Однако данный законопроект до настоящего времени не принят.

Последствия:

Не понятна позиция Министерства культуры — вместо того, чтобы направить все усилия на скорейшее утверждение закона, который не могут принять уже на протяжении 15 лет, оно требует от губернатора Петербурга и органов исполнительной власти города то, чего требовать не имеет права. На сегодняшний день Министерство продолжает выражать недоверие к правительству СПб и заигрывать с градозащитными организациями.

Можно предположить, что властям Петербурга, если они приложат достаточное количество усилий, удастся донести до федеральных органов власти необоснованность требований Минкульта, что ускорит урегулирование правовой неопределенности в федеральном законодательстве.

MegaSmi