Директор Жилкомсервиса №3 Центрального района Владимир Капелюшный в мае был уволен со своей должности. Соответствующее решение принял совет директоров данной управляющей компании. Деятельность Капелюшного ранее проверяли сотрудники прокуратуры и полиции. Причиной тому послужили факты необоснованного увеличения задолженности ЖКС №3 более чем на 300 миллионов рублей, невыполнение работ по ремонту обслуживаемых домов и прочие нарушения.
Владимир Капелюшный, как ранее писали Бездуховности, пользовался скандальной репутацией. ЖКСом №3 Центрального района он руководил с 2014 года. За это время ее задолженность перед ресурсоснабжающими организациями выросла с 650 до 970 миллионов рублей (это при том, что при приеме на работу перед ним была поставлена задача снижения задолженности). Объективных причин для роста задолженности не усматривалось. До 2014 года Капелюшный руководил Жилкомсервисом №1 Московского района. Оттуда он в январе 2014 года с позором был уволен тогдашним вице-губернатором Владимиром Лавленцевым. «По итогам совещания уволили директора ЖКС №1. На его территории безобразное содержание домов. Разница между представленными сведениями и отчетами о выполнении ремонта – 8 миллионов рублей», – сообщал тогда в своем аккаунте в «Твиттер» Владимир Лавленцев. В результате в мае 2017 года совет директоров ЖКС №3 принял решение об освобождении Владимира Капелюшного от занимаемой им должности.
Как известно, схема увода средств через управляющие компании – прежде всего, через городские жилищно-коммунальные службы – весьма незамысловата. В системе круговорота средств в сфере ЖКХ задействованы профильный вице-губернатор Николай Бондаренко, его аппарат; Жилищный комитет, где председательствует Валерий Шиян; Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), руководимая Владимиром Зябко; главы районных администраций и их заместители, ответственные за ЖКХ; директора районных жилищных агентств (ГУЖА); руководители и собственники управляющих организаций; участковые полицейские.
Самым крупным и простым источником коррупционного дохода является возможность присваивать платежи, которые должны быть заплачены ресурсоснабжающим организациям (за тепло, свет и воду). Крупнейший игрок на этом поле городской ГУП ВЦКП, распространяющий «розовые квитанции». Он находится под контролем Жилищного комитета и собирает до половины платежей за коммунальные услуги. Заявлено, что он должен собирать платежи вместо городских жилкомсервисов и совершать за них оплату ресурсоснабжающим организациям. На практике правильность расчётов никто установить не может, а кто-то распоряжается остатками средств на счетах этой организации, которые могут достигать нескольких миллиардов рублей. Но многие управляющие организации собирают платежи по своим квитанциям.
Технология выкачивания денег из сферы ЖКХ простая и незатейливая: копишь долги перед ресурсоснабжающими организациями, выводишь деньги и объявляешь компанию банкротом. Затем, при попустительстве органов власти многоквартирные дома передаются другой подконтрольной тем же собственникам управляющей компании, и афера повторяется. Цикл занимает полтора-два года.
Собственники, разумеется, услуги получают практически в нулевом размере. Данный факт могли бы подтвердить потребители услуг Жилкомсервиса №2 Центрального района, который является частным и недавно поменял собственников. В ближайшее время можно будет наблюдать перевод домов из него на другую компанию. Процесс уже начался, все финансовые потоки направлены в другую управляющую компанию, «Евросити». А кредиторам, в первую очередь тепловикам, через полгода достанется пустышка. Долги ЖКС №2 сейчас превышают несколько сотен миллионов рублей.
Для реализации этой схемы необходимо одно: получить дома в управление. Чтобы ГЖИ внесла соответствующие изменения в лицензию. На этот процесс влияют: главы районов (те, которые разбираются), замы глав районов по ЖКХ, вице-губернатор и его аппарат, Жилищный комитет.
При этом желание настоящих собственников, которые в конечном счете и пользуются услугами управляющих компаний, совершенно не принимаются во внимание. Протоколы собраний, на которых жители «как бы выбирают» управляющую компанию, массово фальсифицируются (хотя есть случаи, когда собрания все же проходят честно и легитимно). Основным признаком фальсификации собрания собственников являются одновременность проведения одной и той же управляющей компанией таких мероприятий в десятках или даже сотнях домов. Такая подковёрная борьба не позволяет добросовестным собственникам реализовать возможность выбрать нормальную управляющую организацию.
В результате жители города лишаются: реальной борьбы с преступностью и терроризмом, проявлениями антиобщественного поведения (потому что добросовестная управляющая организация лучше любого участкового знает всех жильцов и выявляет подозрительных лиц); своевременного и качественного текущего и капитального ремонтов; качественного обслуживания.
Каждый из участников этой глобальной схемы может рассчитывать на свои выгоды. Например, вице-губернатор согласовывает назначение заместителей глав районов по ЖКХ, влияет на итоги конкурсов по капитальному ремонту (общий объём трат по этой статье составляет до 8 миллиардов рублей в год). Председатель Жилищного комитета: контролирует ГУП ВЦКС; влияет на назначение директоров ГУЖА; расселяет доведённые до аварийного состояния многоквартирные дома для освобождения участков под застройку; воздействует на получение подрядов на капитальный ремонт. Главы районных администраций участвуют в назначении собственных заместителей, отвечающих за сферу ЖКХ. Эти самые заместители имеют влияние на распределение подрядов на текущий ремонт от городских жилкомсервисов (именно поэтому вся властная вертикаль ЖКХ бьётся за сохранение этих убыточных предприятий); контролируют директоров ГУЖА. Последние нелегально используют помещения, принадлежащие городу, заселяют их дворниками или организуют бордели. Руководство управляющих организаций получает подряды на текущий ремонт, снабжает арендаторов ресурсами за счёт общедомовых расходов, вымогает у арендаторов деньги для проведения ремонта, якобы необходимого для предоставления ресурсов. Собственники управляющих организаций похищают средства ресурсоснабжающих организаций и средства на все виды услуг, включая текущий ремонт, уборку и прочие. Участковые полицейские получают деньги за то, что закрывают глаза на незаконно используемые помещения.
Примером может служить уже упоминавшийся Центральный район. Несмотря на увольнение председателя одного из ЖКСов, в целом ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством в районе продолжает оставаться практически катастрофической. Ранее Бездуховности отмечали, что это, в частности, может быть обусловлено недостаточной компетентностью в данной области главы Центрального района Андрея Хлуткова. Задолженность районных жилкомсервисов перед ресурсоснабжающими организациями продолжает увеличиваться. Речь не только о «пропавших» 300 миллионах 3-го ЖКСа, но и об убытках остальных организаций. Маловероятно, что руководство города поставит Хлуткову в вину растущие долги управляющих компаний, которые приближаются к двум миллиардам. А ведь эти долги не позволяют городу проводить нормальный ремонт теплосетей. Скорее всего, Хлутков с комсомольским задором продолжит посещать различные культурные мероприятия, не отвлекаясь ни на что другое. Ведь комсомольцев, как и чекистов, бывших не бывает.
В Красносельсом районе замглавы по ЖКХ Андрей Красносельских, по слухам, ссылаясь на волю некоего Михаила Комиссарова, являющегося советником вице-губернатора Николая Бондаренко, может пытаться незаконным путём передать в управление не одну сотню многоквартирных домов управляющей организации, которая контролируется лицами с более чем сомнительной репутацией.
Причины:
Полная бесконтрольность профильных чиновников со стороны общественности и избранных депутатов.
Последствия:
Жители Санкт-Петербурга, как и жители других городов России, поняли, что своих целей можно достичь только уличной активностью. Стремление граждан простые: жить в безопасности и не быть обворованными, чтобы их собственность не была доведена до аварийного состояния.
Таким образом, деятельность Государственной жилищной инспекции подталкивает людей к участию в митингах.
При этом можно констатировать, что развал системы ЖКХ в городе свершился, большинство управляющих организаций де-факто банкроты, а профильные чиновники ничего существенного не предпринимают, чтобы прекратить повальную коррупцию.
Гражданам, чтобы получать адекватные услуги, очевидно, придётся брать ситуацию под свой непосредственный контроль, если они не получат помощь со стороны Законодательного собрания и партий.