Бездуховности

Совет фракций Законодательного собрания принял решение не вызывать на ближайшее заседание городского парламента начальника ГУ МВД по Петербургу и области Сергея Умнова. Ранее с таким требованием выступили оппозиционные депутаты. Народные избранники отказались от встречи с Умновым на фоне появившихся в понедельник, 19 июня, жалобах на пытки в отделах полиции граждан, задержанных на антикоррупционной акции 12 июня .

В понедельник, 12 июня, Совет фракций Законодательного собрания отклонил инициативу депутатов от Партии роста, «Яблока» и Справедливой России» о вызове на ближайшее пленарное заседание начальника ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области Сергея Умнова. «Предлагаем пригласить на заседание Законодательного собрания 21 июня главу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу… генерала-лейтенанта С.П. Умнова в связи с действиями сотрудников полиции 12 июня 2017 года на Марсовом поле и задержанием 548 человек, из которых 140 – несовершеннолетние,» — гласило письмо депутатов, под которым свои подписи поставили яблочники Борис Вишневский, Михаил Амосов; эсеры Алексей Ковалев, Надежда Тихонова, Александр Егоров; простовцы Оксана Дмитриева, Сергей Трохманенко, Максим Резник.

Заседание Совета фракций 19 июня вел спикер Законодательного собрания, глава петербургской «Единой России» Вячеслав Макаров. В ходе заседания было озвучено предложение поставить на голосование вопрос о вызове Сергея Умнова. На что Макаров ответил категорическим отказом.

— Макаров просто не поставил вопрос на голосование. Это, конечно, недемократично. Какой тогда вообще смысл в Совете фракций!? — рассуждает в беседе с Бездуховностями руководитель фракции КПРФ в ЗакСе и глава регионального отделения партии Ольга Ходунова. – Я бы, наверное, голосовала «за», потому что считаю, что любое приглашение руководителей органов исполнительной власти, правоохратильных органов в парламент идет на пользу. Мы имеем право пригласить того или иного руководителя, выслушать его точку зрения, задать вопрос.

Ольга Ходунова поясняет, что не подписывалась под письмом о вызове Умнова, поскольку ей этого не предлагали. «Я даже не знаю содержания этого письма, я его вообще не видела», — констатирует Ходунова.

Отметим, на Совете фракций право голоса имеют не только по одному представителю от каждой фракции. Также голосуют оба вице-спикера и спикер ЗакСа. Как правило в заседаниях участвуют представители обоих парламентских комитетов, а иногда и комиссий, которые также обладают правом голоса. То есть, даже если бы вопрос о вызове Сергея Умнова был поставлен на голосование, он все равно не прошел бы. Более того, Совет фракций, как и Комитет по законодательству, лишь формирует повестку пленарного заседания. А утверждает ее общее голосование депутатов в начале заседания. И в случае, если бы предложение вызвать Умнова прошло бы Совет фракций, оно было бы отклонено непосредственно на пленарном заседании (не говоря уже о том, что Умнов мог бы игнорировать  требование депутатов).

Напомним, 12 июня в Петербурге прошел антикоррупционный митинг на Марсовом поле в рамках общефедеральной протестной акции Алексея Навального. Полиция и Росгвардия задержали 658 протестующих (на следующий день после акции сообщалось о 548 задержанных, позже информация была скорректирована). Почти всех митингующих районные суды признали виновными. В связи с отсутствием правонарушения были прекращены лишь 4 производства. 128 человек были административно арестованы на сроки от 2 до 14 суток. Преимущественно сроки ареста составили 5 и 10 суток. В ходе рассмотрения апелляционных жалоб, которых в Горсуд поступило 47, ни одно решение не было отменено, ни одно наказание – смягчено.

Действия полиции 12 июня вызвали обширную критику. Журналистское сообщество и, в частности, Союз журналистов Петербурга и области, обвинили МВД в несоблюдении достигнутых ранее договоренностей. По итогам предыдущей общефедеральной акции Алексея Навального, состоявшейся 26 марта, в Петербурге был проведен круглый стол с участием представителей СМИ и полиции. От лица правоохранителей выступали начальник управления по охране общественного порядка Алексей Смяцкий, замначальника полиции по охране общественного порядка Виктор Подколозин, начальник управления информации и общественных связей Вячеслав Степченко. На мероприятии обсуждался вопрос недопустимости задержания журналистов, выполняющих свою работу на акциях протеста, в том числе несогласованных. Сотрудники полиции тогда заверили, что представители СМИ, имеющие при себе журналистское удостоверение, будут гарантированы от задержаний. Тем не менее, на акции 12 июня вновь имели место неоднократные случаи задержания пишущих и фотокорреспондентов. При чем полицейские не реагировали на предъявление им пресс-карт и требования немедленного освобождения журналистов. Особый резонанс вызвала фотография вышеупомянутого Вячеслава Степченко, с улыбкой на лице наблюдающего за тем, как затаскивают в автозак фотокорреспондента Давида Френкеля.

Также с критикой действий полиции выступил уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов. Он установил, что «имели место многочисленные нарушения прав граждан, в том числе необоснованное задержание на длительный срок (48 часов), непредоставление задержанным воды, горячего питания, мест для сна, постельных принадлежностей, ненадлежащие санитарно-бытовые условия». В судах нарушалось право на гласность судопроизводства, на судебную защиту, в частности на юридическую помощь защитников. 13 июня Александр Шишлов обратился к Сергею Умнову с призывом освободить задержанных, поскольку все они не совершали общественно-опасных действий.

На фоне отказа Совета фракций в вызове на заседание Законодательного собрания Сергея Умнова в Петербурге разворачивается еще один скандал. В понедельник, 19 июня, в СМИ были опубликованы сообщения задержанных, которые жаловались на пытки в отделах полиции. В одном случае в камере с задержанными полицейские распылили газ, в другом угрожали физической расправой и оставили ночевать в малопригодных условиях, чем спровоцировали обострение хронических болезней.

Так, в 33 отделе полиции задержанные чуть не задохнулись от газа, распыленного в камере сотрудниками полиции. Прибывшие сотрудники «скорой помощи» фактически отказались вмешиваться в ситуацию, сообщает издание «ОВД-Инфо». О произошедшем на условиях анонимности рассказали четверо задержанных. «В соседней камере оказался человек, тоже задержанный 12 июня, но не с митинга. Он был буйный, сумасшедше бил в стену камеры, долго. Мы понимали, что нам с этим жить целую ночь, и, видимо, полицейские это понимали», — рассказывает одна из задержанных. Полицейские несколько раз ударили «наркомана», увели его в соседнюю камеру и распылили там газ из перцового баллона, и этот газ через систему вентиляции распространился в другие камеры. «Сначала мы это не почувствовали, но минут через двадцать дошло через вентиляцию, и справа, где были девушки, и слева от буйного, где были мы. В итоге нас в камере было человек 11, и был [среди нас] один астматик. То есть ему было хуже всего, он чуть ли не терял сознание, мне тоже было очень плохо, все болело, дышать невозможно. Дали, единственное, по бутылке воды, я рубашку облил, хоть как-то было легче дышать, но это было бесполезно. Кричали, пытались сказать, чтобы нам скорую вызвали, они молчали, ухмылялись, говорили, что скоро все пройдет. Когда [мы] сказали, что есть астматик, [нужны] какие-то лекарства из аптеки, [нам] сказали, что все пройдет, ничего страшного», — говорит другой участник акции. Когда задержанные стали задыхаться, им отказались вызывать врачей. В итоге их удалось вызвать одному из задержанных, который смог пронести с собой в камеру телефон. После того как медики осмотрели камеры, 17 человек, оставленных на ночь в отделе, перевели в подвальное помещение. Там их продержали до вечера следующего дня», — приводит издание рассказы подвергшихся «газовой атаке».

Корреспондент «Эха Москвы в Петербурге» Арсений Веснин рассказывает в своем аккаунте в Facebook о другом случае пыток в 28 отделе полиции. «Всего там сидели пятеро. Двое в итоге больнице. Их поместили в камеру с температурой 8-10 градусов. Без одеял, без всего. Им угрожали: «я тебя сейчас застрелю, урод». Не кормили. Дали матрасы, которые пахли мочой. Из-за недостатка еды один человек уехал в больницу из-за обострения язвы. Причём обычных задержанных кормили, еду не давали только «политическим». Второй человек — инвалид, у него есть удостоверение. Из-за холода у него началась пневмония. Он сейчас под капельницей, в больнице он будет до 26 июня минимум. Людей запугали. Они просят не называть свои фамилии. Сказали, что если свяжутся с правозащитниками, им будет ещё хуже», — пишет Веснин.

Причины:

Не удивительно, что спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров провалил инициативу оппозиционеров о вызове в ЗакС Сергея Умнова. Свою агрессию спикер в последние месяцы предпочитает вымещать на представителях исполнительной власти (излюбленными объектами его критики являются глава комитета по МСУ Игорь Князев, случайные юристы КГА и прочие), а не силовых структур. К тому же, Макаров в принципе весьма болезненно реагирует на проявления оппозиционных настроений. Так, в феврале после очередной акции протеста против передачи РПЦ Исаакиевского собора он заявил, что ее участники должны прийти к собору, встать на колени и замаливать грехи. «Мы сейчас гремим по всему миру как люди, позволившие топтать нашу православную веру. Что нам делать? Представляете, если бы это произошло не в православной церкви? Мы, христовы воины, ведем себя так, как считаем необходимым в этой ситуации, но церковь призывает молиться к единению и сплочению. Если бы все организаторы митингов и протестов пришли к Исаакиевскому собору, встали на колени и стали молиться с просьбой простить всех тех людей, которые совершили вопиющий, безумный поступок (сфотографировались с надписью «Музей – городу» внутри Исаакиевского собора – прим. ред.), то разговор пошел бы по-другому. Встать на колени и молиться перед православным храмом!» – заявил Макаров на заседании ЗакСа.

Последствия:

По количеству задержанных на акции 12 июня Петербург почти сравнился с Москвой, где в отделения было доставлено 866 человек, часть из которых впоследствии получили различные сроки административного ареста вплоть до 30 суток (Алексей Навальный). Между тем жесткие действия полиции в Петербурге могут быть не одобрены в столице, поскольку лишь подогревают протестные настроения в предвыборный год. Считается, что действиями полиции фактически руководил вице-губернатор Константин Серов, получивший в свои полномочия внутреннюю политику Смольного. Не известно, не вызовет ли его решительность по отношению к протестующим критики из Кремля.

MegaSmi