Бездуховности

Депутат Законодательного собрания и руководитель фракции Партии роста Оксана Дмитриева ожидаемо не явилась встречать своего однопартийца Максима Резника, освободившегося после 10 суток административного ареста. Ранее она не посетила ни одного заседания суда, где слушалось дело парламентария. Сам Резник развлекал пришедших поддержать его активистов стишками собственного сочинения.

В понедельник, 7 августа, истек срок административного ареста депутата ЗакСа Максима Резника. В изоляторе на Захарьевской улице он провел 10 суток по обвинению в применении силы к полковнику Росгвардии на антикоррупционном митинге 12 июня. В 17 часов Резник был отпущен на свободу. Встретить его явились журналисты и сочувствующие, среди которых были замечены, в частности, депутат ЗакСа от Партии роста Сергей Трохманенко и руководитель регионального отделения той же партии Павел Швец.

К общению с журналистами Максим Резник подготовился заранее. Пошутил на счет голубей и полковника Росгвардии Владимира Голубева, по обвинению в удушении которого он и был арестован. Шутка заключается в том, что за время ареста на Резника постоянно пытались гадить голуби. «Я провел аналогию с полковником Голубевым и подумал: может, он — анимаг (волшебник, который по своему желанию может превращаться в животное – прим. ред.)? Отгонял его газетой, кажется, «Новой»», — говорил парламентарий. Резник невзначай провел параллель между собой и писателем Сергеем Довлатовым, также содержавшимся под стражей в спецприемнике на Захарьевской: «Читал много Довлатова, он один из моих любимых писателей. К тому же, как напомнил себе уже здесь, он тоже сидел в этом спецприемнике, как раз перед эмиграцией. Только я никуда уезжать не собираюсь». Рассказал, что его поддерживали не только оппозиционеры, но и «наиболее смелые и умные единороссы», под которыми Резник, видимо, подразумевает спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. В конце Максим Резник стихами заговорил о причинах своего ареста: «Умнов, Цуканов, Полтавченко — просто милые котики. Ведь могли бы подбросить наркотики!» (речь о главе петербургского ГУ МВД Сергее Умнове, полпреде президента в СЗФО Николае Цуканове и губернаторе Георгии Полтавченко).

Напомним, 28 июля Дзержинский районный суд вынес решения по делу об административных правонарушениях, в которых Максима Резника неожиданно обвинили 25 июля. Спустя полтора месяца после антикоррупционного митинга, прошедшего 12 июня на Марсовом поле, парламентарий был вызван в 78 отдел полиции. Там на него составили три протокола: два по статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»), один по 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга»).

По решению суда Резник получил штрафы в размерах 1 и 10 тысяч рублей по статьям 19.3 и 20.2 соответственно, а по второй 19.3 – 10 суток административного ареста. Судья Владимир Васюков посчитал доказанным утверждение сотрудников полиции, что депутат «хватал и тянул полковника Росгвардии за шею». Заседание суда продолжалось 7 часов.

Максим Резник узнал в судье Владимире Васюкове, председательствующем в данном процессе, прокурора, выступавшего на суде против него в 2008 году. Тогда Резник, возглавлявший региональное отделение партии «Яблоко», обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти, оскорбление представителя власти). По официальной версии, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения Резник со своим помощником Сергеем Инденком были задержаны в ночь после президентских выборов у офиса партии на улице Маяковская. Первым был схвачен Инденок – он вышел из штаба, увидел двух милиционеров, дежуривших неподалеку, и якобы принялся рвать на них погоны. В этот момент на улицу вышел Резник, увидел, что начинается драка, и попытался помочь соратнику. После чего оба были задержаны. Резник в итоге даже провел около двух недель под стражей, за время которых обрел статус политического заключенного. Затем его выпустили на свободу. В сентябре 2008 года уголовное дело против него закрыли в связи с примирением сторон.

1 августа решение районного суда подтвердил судья Городского суда в ходе рассмотрения апелляционной жалобы защиты Максима Резника.

Наблюдатели выдвигают несколько версий причин ареста Максима Резника. Во всех этих версиях фигурирует имя Вячеслава Макарова, который считается покровителем Резника. Так, арест мог быть вызван желанием досадить Макарову либо вице-губернатора Константина Серова, либо полпреда Николая Цуканова. Также не исключено, что вся история с арестом была преднамеренно разыграна Макаровым с Резником, чтобы придать последнему ореол мученика и утвердить его в роли лидера петербургского протеста.

Причины:

Показательно, что за две недели, в течение которых развивалась история с арестом Максима Резника, у его ближайшего «официального» соратника, руководителя фракции Партии роста Оксаны Дмитриевой не нашлось времени, чтобы лично выразить ему свою поддержку. Так, вместо себя на встречу Максиму Резнику Дмитриева прислала верного себе депутата Сергея Трохманенко. Также, как упоминалось выше, пришел формальный руководитель петербургской Партии роста Павел Швец. Что, вероятно, свидетельствует об отсутствии у Дмитриевой с Резником политического конфликта (которым можно было бы объяснить ее молчание).

Вероятно, она игнорирует Резника, потому что отдыхает на своей даче в Греции, а потому не может поддержать его физически. Ее весьма ограниченное медийное участие — в партии приняли заявление о недопустимости ареста Резника за подписью Дмитриевой и Трохманенко —  можно объяснить нежеланием связываться с темой Алексея Навального: ведь Резник получил наказание за участие в его митинге. Другое объяснение заключается в том, что Дмитриевой невыгодно усиление Резника в качестве лидера оппозиции. Поскольку раньше, например, в 2014 году во время губернаторских выборов, именно она претендовала на это звание. И Резник, в рамках негласных договоренностей, в последние годы в публичной плоскости признавал верховенство Дмитриевой.

Последствия:

Союз Максима Резника с Оксаной Дмитриевой был заведомо временным. Еще в 2011 году во время ЗакСовских выборов Резник критиковал Дмитриеву, тогда возглавлявшую петербургскую «Справедливую Россию», и ее партию в каждом своем выступлении. Их дружба началась в 2013-14 годах, в 2015-м они оба чуть не остались без партии, которая дала бы им возможность выдвижения в ЗакС и ГосДуму. То есть в основе этого союза лежат отчаяние и безысходность.

Чем больше Резник укрепляется поддержкой Вячеслава Макарова, тем меньше ему становится нужна Оксана Дмитриева, политическое лидерство которой он в ущерб своим амбициям вынужден признавать из-за давних договоренностей. А это значит, что, разыгрывая в предстоящем политическом сезоне карту лидера оппозиции, Резник постепенно будет отдаляться от беззубых в своей публичной критике власти Партии роста с Оксаной Дмитриевой.

MegaSmi