В Санкт-Петербургской избирательной комиссии завершилась процедура полного отъема полномочий у ее председателя Виктора Панкевича. Отныне последний имеет право лишь открывать и закрывать заседания комиссии, а также несет любую ответственность за решения комиссии вплоть до уголовной. Фактическое управление органом и вопросы распределения его бюджета перешли в руки спикера ЗакСа Вячеслава Макарова.
В четверг, 14 сентября, на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии были приняты изменения в регламент органа. Согласно утвержденным изменениям председатель комиссии отныне лишается права единоличного обращения с исковыми заявлениями в суд, утверждения структуры и штата комиссии, утверждения финансовых документов комиссии. Теперь решения по таким вопросам могут быть приняты лишь большинством членов Горизбиркома.
С критикой нового регламента выступил член комиссии Олег Зацепа, направленный в нее по квоте Смольного. Он обратил внимание коллег на то, что в большинстве органов государственной власти процедурные и штатные вопросы решает именно председатель. Однако предложенные им альтернативные изменения не были поддержаны большинством.
В результате за лишение Виктора Панкевича полномочий проголосовали 8 членов комиссии: заместитель председателя Алла Егорова, выдвинутая МО Петровский; секретарь Марина Жданова, выдвинутая ЦИКом; Наргис Ахадова, выдвинутая «Единой Россией»; Алексей Березин, выдвинутый Партией роста; Людмила Боричева, выдвинутая МО Город Зеленогорск; Дмитрий Краснянский, выдвинутый МО Сенной округ; Николай Левшин, выдвинутый КПРФ; Ольга Покровская, выдвинутая «Яблоком». Против сокращения полномочий голосовали сам Панкевич; Екатерина Астафьева, выдвинутая МО Полюстрово; Олег Зацепа, выдвинутый партией «Зеленые»; Юрий Кузьмин, выдвинутый МО Константиновское; Валерий Николаев, выдвинутый ЛДПР; Екатерина Фесик, выдвинутая «Справедливой Россией».
Причины:
У произошедшего имеются и повод, и причины. Поводом послужил конфликт между Виктором Панкевичем и Аллой Егоровой с Мариной Ждановой. До прошлой недели председатель комиссии находился в отпуске. В его отсутствие рабочая группа Горизбиркома направила в ИКМО Озеро Долгое свои предложения по кандидатурам на включение в следующий состав муниципального избиркома.
Полномочия ИКМО истекают 30 октября. Завести в комиссию своих людей собирался глава Приморского района, на территории которого располагается муниципалитет, Николай Цед. Для этого он направил в Горизбирком свои предложения по кандидатурам. Однако Цед, как известно, состоит в конфликте со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым. Поэтому рабочая группа ГИКа, сплошь укомплектованная ставленниками Макарова (в нее входят Дмитрий Краснянский, Алла Егорова и Марина Жданова), решила остановить свой выбор на альтернативных кандидатах, выдвинутых по инициативе Макарова. Последнему Озеро Долгое интересно не только само по себе, но еще и потому, что с 2016 года оно входит в его 3-й ЗакСовский округ.
Муниципалитетом Озеро Долгое руководит Виктор Байдалаков. Ныне – единоросс, в прошлом – помощник эсера Олега Нилова. Байдалаков состоит в хороших отношениях с первым заместителем главы Приморского района Алексеем Никоноровым. Поэтому можно предположить, что, прислушайся Горизбирком к предложениям Николая Цеда, и ИКМО Озера Долгого осталось бы полностью подконтрольно Байдалакову. К его сожалению этого не произошло.
Вернувшийся из отпуска Виктор Панкевич немало разозлился (возможно, по причине выговоров со стороны вице-губернатора Константина Серова) самодеятельности рабочей группы, которая приняла решение о формировании ИКМО без его ведома. И в наказание лишил Егорову со Ждановой премий.
Такое решение председателя послужило достаточным поводом для того, чтобы «фракция Макарова» в Горизбиркоме заявила о намерении поставить на ближайшем заседании вопрос о лишении председателя полномочий. Осознав свою аппаратную ошибку, Панкевич попытался исправить положение, попросив прощения у Вячеслава Макарова и заверив его в своей преданности. За прошедшую неделю он записывался на прием к спикеру несколько раз, однако попасть смог лишь единожды. Разговор желаемого результата не принес. Ненароком Егорова из-за этой истории пострадала еще раз. На прошлой неделе она планировала быть в отпуске, однако Панкевич не отпустил ее, заявив, что на возложение цветов на Пискаревском мемориале 8 сентября они должны быть вместе: чтобы Макаров увидел, что конфликт исчерпан, и в комиссии вновь воцарился мир. Как видим, все усилия председателя оказались напрасны.
А случилось так потому, что лишение премий являлось лишь поводом к отъему полномочий Панкевича. А причиной стало то, что минувшим летом Вячеслав Макаров успешно оккупировал Горизбирком своими ставленниками, после чего, скорее всего, и решил при удобном случае лишить Панкевича политических (а заодно и финансовых –лишним-то не будет) полномочий. И вот этот удобный случай настал.
Последствия:
Отныне Виктор Панкевич «официально» станет свадебным генералом в Горизбиркоме. Все, на что он теперь имеет право – это открывать и закрывать заседания комиссии. Своим поражением он еще раз наглядно продемонстрировал, что при формировании комиссии в нее попало меньшинство сторонников Смольного, а значит, при необходимости городское правительство не сможет провести через нее ни одного решения в обход Макарова. Кроме того, Панкевич создал едва ли не прецедент, когда комиссия приняла решение, против которого голосовал председатель.
Впрочем, Виктору Панкевичу можно сильно не расстраиваться. На ближайшие 5 лет ему гарантирована ежемесячная зарплата в размере почти 300 тысяч рублей. Да и изначально в комиссию его приглашали как человека, который сам никаких решений принимать не должен, а должен лишь не раздражать ни Смольный, ни – что важнее – Макарова. Потому что предыдущий глава комиссии Алексей Пучнин уже успел напринимать всяких решений. За это и поплатился своей должностью.
Руководить комиссией отныне «официально» станет Дмитрий Краснянский. Вероятно, именно его мнение будет решающим при принятии «коллегиальных решений» ГИКа.
Ну и еще одним последствием могут стать трудности у Виктора Байдалакова на предстоящих в 2019 году выборах. Поскольку в ИКМО зашли люди Вячеслава Макарова, что можно считать плохим предзнаменованием для главы.