Бездуховности

Вот уже второй год активно говорится о борьбе с германизацией в самом западном регионе Российской Федерации — Калининградской области. Под следствием сейчас находятся активисты экстремистской организации «Балтийский Авангард Русского сопротивления» (БАРС). Это, так сказать, буйные, те, кто выходят на улицы и готовы лезть на баррикады. Но есть ведь и те, кто не лезет? Кто словом, а то и делом, оказывает гуманитарное воздействие на сознание, как местной элиты, так и простых людей?

В 1990-х – начале 2000-х годов в Калининграде действовала Балтийская республиканская партия Сергея Пасько. Он искренне и открыто продвигал идею отделения Калининградской области от России. Этот политик без будущего был даже депутатом Калининградской областной Думы. Потом партию закрыли, о самом Пасько вполне ожидаемо забыли.

Но до сих пор сохраняют амбиции его идейные собратья и последователи. Среди них и Соломон Гинзбург. Известный либерал, западник, соратник многих идеологов чудовищной «шоковой терапии» начала 1990-х годов в постперестроечной России. В прошлом году Гинзбург потерпел сокрушительное фиаско на выборах в Госдуму и областную думу, но до сих пор изо всех сил пытается сохраниться на плаву. Хотя сделать это ему все сложнее.

Любопытна его политическая биография, о некоторых моментах которой как исключительно хитрый и осторожный политик сегодня, в угоду веяниям, он старается лишний раз умолчать. Но, как ни крутись, они уже навсегда впечатаны в политическую летопись Калининградской области.

Впервые идею об «особости» Калининградской области Соломон Гинзбург выдвинул ещё в далёком октябре 1992 году. Тогда Северный Совет (межпарламентская организация стран Северной Европы) провёл в Санкт-Петербурге семинар для депутатов и чиновников регионов северо-запада России. Тогда, как помнится, местечковые князьки стремились «схватить суверенитета столько, сколько могли проглотить», а Запад, воодушевлённый развалом союза, «добрыми» советами оказывал помощь в дальнейшем углублении расколов по окраинам.

По итогам того семинара, Соломон Гинзбург, главный советник губернатора области, руководивший информационно-аналитическим управлением администрации Калининградской области, прямо писал в газете «Калининградская правда», что «убеждён, если не произойдёт изменение государственно-правового статуса нашей области, в полную меру не заработает и свободная-экономическая зона «Янтарь». Восхищение у него вызвали принципы управления такими территориями, как Фарерские и Аландские острова, которые «имеют право … через собственные органы власти изменять законы и решать свои внутренние дела без вмешательства общегосударственных органов власти. Высокая степень автономизации позволяет гармонизировать взаимоотношения с центром. Думается, эти моменты следует иметь в виду при подготовке Устава Калининградской области». Напомним, это заявление сделал чиновник, формировавший информационную картину для руководства области и прямо влиявший на принятие стратегических решений.

При этом параллельно всем этим заявлениям Гинзбург регулярно клеймил словом «тоталитарный» советское прошлое, в котором он свободно получил высшее образование и степень кандидата исторических наук. По воспоминаниям его преподавателей в Калининградском госуниверситете, он был комсомольским активистом, всегда ходил с томиком Ленина под мышкой, а потом работал преподавателем марксизма-ленинизма.

В 1998 году Соломон Гинзбург был одним из основоположников так называемых «Нидских инициатив» — встреч между элитами Литвы и Калининградской области в литовском поселке Нида на Куршской косе. В рамках этих встреч обсуждались и вопросы демаркации границы между Литвой и Калининградской областью. Заключенный в 1997 году договор между Россией и Литвой о государственной границе вступил в силу только в 2003 г. Целых пять лет велась работа по делимитации и демаркации границы, её обустройству погранпереходами и проч. Задачей политиков тогда было устранение разногласий по прохождению границы между бывшими союзными республиками.

И вот как раз на этих самых встречах в рамках «нидских инициатив» Соломон Гинзбург сделал всё для того, чтобы подтвердить свою приверженность западным демократическим идеалам. Вот что писали калининградские СМИ: «дополнительно к своим административным границам Литва получила от России несколько территориальных уступок. Например, первоначально литовцам доставался только берег озера Виштынец, а в итоге у них во владении появился его водный кусочек и, как следствие, возможность пользоваться ресурсами озера. Административная граница 1991 года проходила по берегу Немана, а в 1997 – по фарватеру реки. Мы отдали часть территории близ Советска (сразу за мостом)». Или, например, такая цитата: «Соломон Гинзбург, депутат облдумы, координатор фракции Союза правых сил. Именно его можно назвать первой скрипкой, наигрывающей мелодию «Литва нам плохого не желает». Литва его отблагодарила в 2002 г. рыцарским орденом Гедиминаса, одной из высших наград этой страны. За что? Он еще в 1998-м положил начало встречам элит Литвы и нашей области. И, вероятно, за то, что Гинзбург убедил «старший» СПС голосовать в Госдуме за ратификацию».

Действительно, в июле 2002 г. Гинзбург был награждён одним из высших орденов Литвы — орден Великого князя Литовского Гядиминаса. Этим орденом награждают литовских и иностранных граждан за усердный и честный труд на государственной службе или в общественной деятельности.

Можно сделать вывод, что усердный труд для Гинзбурга — это лоббировать весьма неоднозначный и абсолютно невыгодный для России договор о государственной границе с Литвой, а фактически – сдавать российскую территорию? Причем лоббирование было столь неистовым, а результат столь впечатляющим, что вызвало удивление даже у самих литовцев. А орден вручал сам президент Литвы Валдас Адамкус.

Можно не сомневаться, что литовская сторона на этом не прекратила сотрудничество с таким полезным и верным «кадром». Активно продвигая геополитические интересы США в Прибалтике, дипломатия Литвы уже по полной использовала проверенного Гинзбурга для продвижения американских ценностей и создания положительного образа НАТО среди калининградской общественности. Причем он был настолько уверен в своих покровителях, что даже не скрывал личной тесной дружбы и деловых контактов с литовскими дипломатами: Вигаудасом Ушацкасом (министр иностранных дел Литвы, посол ЕС в России), Вацлавом Станкевичем и Витаутасом Умбрасасом (генеральные консулы Литвы в Калининграде).

В этой связи, ставшая крылатой фраза Гинзбурга про «омандаченную шестерку, поющую с чужого голоса», совсем иначе звучит в отношении него самого. А если вспомнить о неоднократных «стажировках» Гинзбурга в США и других странах Запада, то и вовсе становится страшно…

Тему особости менталитета у калининградцев Соломон Гинзбург продолжал и в 2000 годы, будучи депутатом областной Думы, говоря, что «совершенно не исследована тема калининградской идентичности… Ещё лет 50, и здешние этнические процессы дадут удивительный результат». А вот ещё пассаж: «в Калининграде сепаратизм находится в замороженном состоянии, подобно компьютеру в спящем режиме». А иногда и прямо заявлял, как в 2001 г., что сепаратизм взращивается в Калининграде с подачи Москвы. А вот в 2002 г. на вопрос, как он относится к деятельности сепаратиста Пасько, ответил — «к идеям Пасько отношусь замечательно… Думаю, лет через 40 они материализуются». Прошло уже 15 лет…

Стоит отметить, что вопрос придания статуса заграничной территории Калининградской области открыто поднимался иностранными делегатами Совета стран Северной Европы в 2010 г. во время визитов в областную Думу. Заметим, что Гинзбург был тогда заместителем председателя комитета регионального парламента по международным делам. О чём он мог тогда разговаривать с ними?

В этом же статусе Гинзбург однозначно высказывался и за идею переименования Калининграда в Кёнигсберг. Причем, с присущей ему изворотливостью, он использовал для этого инициативу местных маргиналов-сепаратистов (кстати, один из них после этого благополучно эмигрировал в США). В местной прессе за 2013 год можно найти такие цитаты Гинзбурга: «Я считаю, что жить в российском Кенигсберге – это круто и патриотично! И если я останусь в политике к 2020 году, то настою на том, чтобы наш город вновь обрел свое историческое название. Этой идее надо дать отлежаться». При этом, комментируя свою позицию в кулуарах, якобы цинично замечал, что к тому времени уже не останется живых ветеранов Великой Отечественной войны, что существенно облегчит проведение референдума. И это звучало из уст сына ветерана войны, называвшего отца героем…

Еще одной вехой в весьма насыщенной биографии Гинзбурга был широко продвигаемый в регионе проект Школы публичной политики. В 2003 году общественная организация «Открытая Россия», деятельность которой, кстати, сегодня признана нежелательной на территории России, запустила образовательные программы по всей стране. И первым регионом, где она стартовала, стал Калининград. Естественно, руководить проектом вызвался Соломон Гинзбург.

А научить он мог многому. Например, удивительным политическим эквилибрам, с одной лишь мотивацией – сохранить своё «Я» на политическом небосклоне. Сначала Соломон отметился в «Союзе правых сил», где входил в федеральное руководство партии. Потом, когда от Союза и от сил почти ничего не осталось, прыгнул в «Правое дело». Но, не найдя в этом деле точки получения выгоды, заскочил на подножку уходящего поезда, шедшего в Государственную Думу – партия «Гражданская платформа». Но и этот поезд оказался в тупике…

Используя площадку областной Думы, депутатом которой он являлся, Гинзбург привлекал в школу постигать азы большой политики молодых и не очень депутатов, чиновников, общественных деятелей. Главную свою задачу организаторы школы видели в том, чтобы «человек был умным, образованным, европейски мыслящим». Всего за время работы школы ее выпускниками стали более полутора сотен калининградцев.

Интересно, что тематикой семинаров и круглых столов школы были классические вопросы, которые использует оппозиция и сегодня: чистота выборов, формирование новых политических элит, борьба с коррупцией, политические перспективы России. Если сравнить эти вопросы с риторикой сегодняшних украинских лидеров, получивших власть путем госпереворота и фактически уничтоживших государство, то становится очевидным, что использовались ровно те же политтехнологии.

Примечательно и то, что сам Гинзбург позиционировал себя в прессе как «руководитель международной программы подготовки гражданских активистов среди молодых калининградцев». Таких «гражданских активистов», прошедших обучение в подобных международных школах, мы уже видели на пылающих киевских улицах с цепями и арматурой в руках…

Можно прибавить сюда и источники финансирования Школы публичной политики. Особенностью была абсолютная бесплатность программы для участников. А это не только изготовление красочных раздаточных материалов и приглашение известных и «дорогих» спикеров, но и аренда конференц-залов в курортном Светлогорске, и даже проживание участников c полным пансионом.

А деньги на все это давал тогда уже опальный олигарх-миллиардер Михаил Ходорковский, имевший политические амбиции, идущие явно вразрез с интересами страны, и к тому времени уже осуждённый за мошенничество, присвоение чужого имущества, неуплату налогов и других преступлений.

Проект Школы публичной политики закрылся одновременно с арестом счетов «Открытой России», которые пополнялись из зарубежных офшорных счетов оппозиции. Найти альтернативные источники финансирования среди регионального бизнеса Гинзбург тогда так и не смог.

Сегодня «Открытая Россия» всё так же, не стесняясь, финансирует любую активность граждан. Некоторые наблюдатели полагают, что в результате эта активность может быть использована в целях дестабилизации ситуации в стране. Но постаревший Гинзбург открыто прежнюю активность проявлять не может – времена изменились, да и он уже не тот боец либерального фронта. Но и найти местечко потеплее и безопаснее уже не удаётся.

Итог такой деятельности – пустота и забвение. Сами напрашиваются слова другого Соломона – царя: «Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время молчать и время говорить».

Валентин Говорун

Материал размещен в рамках цикла публикаций Бездуховностей «Десятка политических аферистов СЗФО»

MegaSmi