Бездуховности

Кандидатура председателя избирательной комиссии Ленинградской области Михаила Лебединского рассматривается в Центризбиркоме как наиболее подходящая на освобождающуюся должность главы петербургского избиркома. Также в списке возможных претендентов — глава избиркома Республики Карелия Алексей Бахилин и экс-председатель Ленобластного избиркома Владимир Журавлев. Впрочем, спикер петербургского ЗакСа Вячеслав Макаров уже начал отчаянную аппаратную игру в надежде добиться назначения председателем комиссии своего человека.

На следующей неделе, после официального сложения нынешним председателем Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктором Панкевичем своих полномочий, Центризбирком объявит кандидатуру человека, которого рекомендует направить членом городской комиссии, а также избрать ее председателем. Сейчас, насколько известно Бездуховностям, в ЦИКе склоняются к назначению Михаила Лебединского. Ранее Бездуховности писали, что он оказался на хорошем счету в федеральной комиссии после того, как в марте, в отличие от своего петербургского коллеги, отказался осуществлять махинации с принудительным откреплением избирателей в другие регионы ради повышения явки. В ЦИКе, по слухам, уже запущена процедура согласования Лебединского с различными властными и силовыми структурами.

Также как потенциальных претендентов на должность Панкевича называют председателя избирательной комиссии Республики Карелия Алексея Бахилина и экс-председателя избирательной комиссии Ленинградской области Владимира Журавлева. Однако их шансы меньше.

В Петербурге также кипит деятельность в связи с предстоящим назначением. Ее, как нетрудно догадаться, развил спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. Он работает сразу в двух направлениях – нейтрализации в данном вопросе Смольного и продавливания своего человека на должность председателя. Именно в рамках первой задачи, по мнению наблюдателей, со столь странным заявлением на минувшем заседании правительства выступил представитель ЗакСа в Смольном Михаил Бродский. Он, напомним, во время обсуждения вопроса стратегии развития города заявил, что некоторые представители исполнительной власти интригуют против ЗакСа. «Нам представляется, что энергия, которая иногда, к сожалению, тратится на борьбу и интриги внутри нашей команды – ее лучше было бы перенаправить на решение задач, стоящих перед командой в целом», — сказал Бродский. Факт внутренней борьбы и интриганства, по его словам, подтверждается тем, что 42 депутата неделей ранее проголосовали за запрос депутата Марии Щербаковой, в котором она требовала, чтобы губернатор Георгий Полтавченко наказал главу Центрального района Андрея Хлуткова, отказывающегося покупать ей в приемную питьевую воду и канцелярию. Во вторник наблюдатели предположили, что Михаил Бродский мог выступить с таким спичем с целью перевести позорное отступление Щербаковой (вскоре после своего запроса, пообщавшись с руководителем аппарата губернатора Давидом Адамией, она принесла публичные извинения Хлуткову и признала свое обращение ошибочным) в контрнаступление. Однако Бродский привел и другой, более важный пример интриганства. «Как эпизод: встречается работник исполнительной власти, советник вице-губернатора Карасев с председателем Территориальной избирательной комиссии Левиным и путем уточнения его репутационных характеристик оказывает на него давление с целью его увольнения. Ни партии, ни муниципальные образования, ни даже Законодательное собрание не удостаивается ни капли внимания, уважения и согласования», — заявил Бродский. Вероятно, именно эта история была ключевой в его послании. Возможно, расчет Вячеслава Макарова был на то, что губернатор, принципиально нежелающий заниматься внутренней политикой, будет раздосадован уже тем обстоятельством, что его публично впутывают в историю с отставкой председателя ТИК №7 Михаила Левина (кстати, Бродскому Полтавченко об этом инциденте ничего не ответил, предпочтя остановиться на Щербаковой). Да еще и упрекают действиями его же собственных подчиненных. Которые, в представлении Полтавченко, и виновны в том, что ему приходится выслушивать эти упреки. А потому, чтобы избежать подобных разговоров в будущем, и слышать не захочет о том, чтобы участвовать в аппаратной борьбе за должность председателя. Если такие предложения возникнут у его заместителя Константина Серова. В результате выступление Михаила Бродского можно считать мерой, предпринятой ради нейтрализации Смольного на период борьбы за должность председателя.

Опасается же Макаров того, что Серов попытается продавить назначение в Горизбирком своего человека. Например – того же советника Дмитрия Карасева, которого в 2016-м году уже пытался — безуспешно – завести в комиссию. Или потенциального представителя лично Полтавченко. Ранее Виктор Панкевич пугал свое окружение слухами, что возглавить комиссию может Давид Адамия. Впрочем, такие страхи напрасны. Говорят, что у Смольного в лице Серова нет налаженного контакта ни с Эллой Памфиловой, ни с начальником управления президента по внутренней политике Андреем Яриным.

Второе направление деятельности Макарова – лоббирование своего человека на должность председателя комиссии. Логичнее всего для спикера было бы добиваться назначения на эту должность нынешнего зампреда комиссии Аллы Егоровой. Она в ГИК направлена муниципальным образованием Петровское. В Центризбиркоме ее председателем могут не хотеть видеть не только потому, что она аффилирована с Макаровым и абсолютно не входит в сферу влияния Памфиловой. Но еще и потому, что фамилия Егоровой, вместе с фамилиями Краснянского, Тетердинко и Макарова, по слухам, фигурировала в справке, подготовленной по итогам изучения рабочей группой ЦИКа обстоятельств махинаций со списками избирателей на минувших выборах.

Зато у председателя петербургского парламента есть козыри. Их два: его патронесса Валентина Матвиенко и депутат Оксана Дмитриева, фактически зависимая от Макарова. И Матвиенко, и Дмитриеву в СМИ раньше называли «подружками» Памфиловой. Они могут попытаться оказать на нее влияние. Для Матвиенко это может быть интересно в целях сохранения влияния в Петербурге, для Дмитриевой – ради участия в предстоящих выборах в неофициальном тандеме с «Единой Россией».

Причины:

Виктор Панкевич руководил Горизбиркомом два года. Наиболее тяжелым для него оказался второй. Постоянные конфликты интересов Серова с Макаровым проявлялись в ожесточенных схватках именно на заседаниях Горизбиркома. Панкевич, изначально выступавший как бы на стороне Смольного, перманентно находился между двух огней. Макаров все чаще побеждал Серова, Панкевич все больше и больше тяготел к спикеру ЗакСа. А когда не делал этого, подвергался публичным наказаниям. Например, в виде лишения полномочий единоличного обращения с исковыми заявлениями в суд, утверждения структуры и штата комиссии и утверждения финансовых документов. Можно предположить, что для Панкевича, изначально подбиравшегося как «нейтрального» председателя, такое положение дел было мучительно. А потому сам он свою отставку мог воспринять как долгожданное избавление от страданий.

Последствия:

Скорее всего, Вячеслав Макаров все же не сумеет продавить назначение своего человека. На следующей неделе ЦИК предложит свою кандидатуру в состав комиссии, губернатор ее утвердит, а члены ГИКа изберут председателем. Однако новый глава в любом случае окажется заложником сформировавшейся в городе политической системы. Сейчас в ГИКе 13 членов. 6 изначально были промакаровскими: зампред Алла Егорова, Марина Жданова (попала в комиссию по направлению ЦИКа, однако аффилирована с Тетердинко и Макаровым – последний, именно используя связи с Матвиенко, сумел добиться ее прохождения по федеральной квоте), Наргис Ахадова, Алексей Березин, Людмила Боричева, Дмитрий Краснянский. Еще четыре, судя по последним голосованиям, примкнули: Николай Левшин, Валерий Николаев, Ольга Покровская, Екатерина Фесик. Екатерина Астафьева была человеком Панкевича, ранее работала его помощником. Она и раньше временами голосовала солидарно с фракций Макарова. А теперь, скорее всего, «официально» станет ее членом. Остаются лишь два смольнинских человека: Олег Зацепа и Юрий Кузьмин.

В таких условиях новый председатель не станет ориентироваться на Смольный. Это все равно бессмысленно – их будет трое против 11. Но и к фракции Макарова он тоже не присоединится. Потому что в 2019 году будут муниципальные выборы. А они в Петербурге обычно проходят в режиме даже не массовых нарушений, а просто беспредела. С подставными очередями, нерегистрацией кандидатов и пр. Олицетворяет это все как раз Вячеслав Макаров, а осуществляют его ставленники, в том числе, и в Горизбиркоме.

Поэтому новый председатель будет смотреть на Москву. Из региональных властей будет тяготеть, скорее, не к Смольному, а к полпредству. Которое, как ранее писали Бездуховности, в тандеме с ЦИКом сыграло решающую роль в принуждении Панкевича к отставке. Благодаря новому председателю ГИК станет немного «более ЦИКовским». Но фактически управлять процессом внутри Горизбиркома продолжат из соседнего дворца.

MegaSmi