Команда эсеров во главе с Ильей Шмаковым готовится выбить единороссов Татьяны Буяновой из МО №15. Ранее глава совета уже была вынуждена поменять привычный для себя и гарантированно проходной 3 многомандатный округ на сомнительный с точки зрения перспектив избрания 2-й: то ли спасаясь от Шмакова, то ли — от скандального шлейфа своей заместительницы Кристины Захаровой.
Позиции команды «Единой России» в муниципальном образовании МО №15 Выборгского района стремительно слабеют по мере приближения выборов. За всю избирательную кампанию единороссы не выпустили ни одного агитационного материала — в отличие от своих однопартийцев из других районов, которые предпочли агитировать избирателей лично за себя, не упоминая при этом субъект выдвижения, представители партии власти в МО №15, судя по всему, решили, что лучше избирателям вообще напрочь забыть об их существовании.
Вероятно, действующие депутаты во главе с Татьяной Буяновой на выборах будут рассчитывать исключительно на административный ресурс. Поскольку похвастаться высокими показателями узнаваемости и популярности среди избирателей по итогам работы за прошедшие 5 лет не могут.
В связи с этим труднообъяснимым выглядит поведение самой Буяновой, на этих выборах сменившей 3-й многомандатный округ, по которому избиралась уже не раз, на 2-й. Дело в том, что в 3-м округе располагается социальный дом, пожилые обитатели которого, как правило, и обеспечивают гарантированно высокий результат представителям власти. Именно этим голосам Буянова обязана победой на выборах 2014 года. 2-й округ подобными преимуществами не обладает.
Причины:
Возможно, Татьяна Буянова решила сменить округ, опасаясь соперничества с пятеркой эсеров, которую на 3-м округе возглавляет Илья Шмаков. В 2014 году Буянова более-менее уверенно — как указано выше, за счет социального дома — прошла в совет, а вот возглавила его с большим трудом. Сместить с этой должности ее пытался тогдашний вице-спикер ЗакСа и руководитель районного отделения «Единой России» Сергей Анденко. Ему была подконтрольна ИКМО №15, которую тогда возглавлял Виктор Березин, отец нынешнего члена Горизбиркома от Партии роста Алексея Березина. Уже в ходе избирательной кампании Буянова смогла уговорить Смольный вступиться за нее. Березин, откровенно и беззастенчиво занимавшийся махинациями с избирательными документами, подыгрывая кандидатам Анденко, был отстранен от своей должности. Позже в отношении него было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 141 («Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав,… а также воспрепятствование работе избирательных комиссий…»). В итоге благодаря вмешательству Смольного Буянова тогда все же сумела сохранить должность главы совета.
С другой стороны, это стало возможным лишь потому, что еще на этапе выдвижения ИКМО под различными предлогами в нарушение закона не допустила до участия в выборах оппозицию. В том числе, команду эсеров, которую уже тогда возглавлял Илья Шмаков. Его кандидатам чинили всевозможные препятствия: угрожали, физически не пускали в комиссию, выставляли очереди фейковых кандидатов, увозили в полицию. В то время как «согласованные» кандидаты в прямом смысле через черный ход беспрепятственно заходили в ИКМО и сдавали документы. Позже, в 2018 году, Шмаков дошел до Конституционного суда, отстаивая свое право на обжалование результатов тех выборов. Суд согласился с доводами эсера и удовлетворил его заявление.
На этот раз оппозиционным кандидатам и, в том числе, эсерам, также довольно долго не удавалось зарегистрироваться в МО №15. Поначалу против них вновь использовали те же механизмы: очереди из подставных кандидатов, угрозы, поступающие с номеров белорусских мобильных телефонов и пр. Вместе со своими кандидатами Илья Шмаков был вынужден в буквальном смысле в палатках ночевать у ИКМО, чтобы сторожить очередь на подачу документов. Параллельно партия давила на Горизбирком и Центризбирком, требуя оказать содействие в осуществлении конституционных прав на участие в выборах. В результате, в отличие от 2014 года, ситуацию удалось вовремя переломить: в июле все эсеры были зарегистрированы.
В результате к 8 сентября Татьяна Буянова вместе со своими депутатами оказалась лицом к лицу с настоящим врагом: не как в 2014 году — такими же как она единороссами, не ведшими никакой работы и надеющимися на вбросы и досрочку, а оппозиционными кандидатами, все лето проведшими в поквартирных обходах и встречах с избирателями. И предпочла ретироваться подальше от Шмакова.
Впрочем, бегству Буяновой во 2-й округ может быть и другое объяснение. Кроме преимуществ социального дома 3-й округ имеет и один, но очень существенный недостаток. Здесь баллотируется нынешняя заместительница Буяновой Кристина Захарова. На этих выборах в 3-й округ она была вынуждена бежать из 4-го, на территории которого прописана и долгое время проживала. Что и стало препятствием для ее избрания. Дело в том, что весьма некрасивой семейной историей Захарова настроила против себя весь многоквартирный дом: как раз сейчас она инициировала бракоразводный процесс со своим мужем, которого несколько месяцев назад бросила с двумя их общими детьми. Через суд замглавы требует отдать ей квартиру, присудить алименты и отдать одного (почему-то) ребенка. И чуть ли даже не угрожает в противном случае добиться отчуждения прав собственности на недвижимость, принадлежащую родственникам мужа.
Такой бэкграунд угрожал Кристине Захаровой поражением на 4-м округе, жителям которого она уже известна. Потому она предпочла перебраться в соседний 3-й округ, где про нее не так наслышаны. А вот Татьяне Буяновой такое соседство могло показаться опасным — один кандидат рискует на выборах потопить всю пятерку единороссов. Что и могло побудить ее уйти во 2-й округ.
Последствия:
Кроме эсеров на текущих выборах в МО №15 сумела зарегистрироваться полноценная команда коммунистов, самовыдвиженцы, несколько «яблочников». Если оппозиционеры сумеют должным образом организовать контроль за ходом голосования и не допустят фальсификаций, их шансы победить «Единую Россию» и сформировать «коалиционное правительство» в будущем составе совета депутатов весьма высоки.