На прошлой неделе губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов освободил главу Колпинского района Анатолия Повелия от статуса члена городского правительства. Солидное смольнинское кресло Повелий занимал всего два с половиной месяца. Это абсолютный рекорд по краткости пребывания в высоком ранге члена губернаторского кабинета.
Причины:
Существует довольно стройная, хотя и абсолютно непубличная теория о том, почему один из давних приятелей Александра Беглова, знакомый с ним еще по работе в Курортном районе, так быстро покинул близкое к губернатору кресло. Знающие люди утверждают, что это не Повелий не удержался в ранге члена правительства, а именно Александр Беглов был вынужден отстраниться от помощи своему, как говорят, политическому ученику, соратнику и другу семьи. Отношения двух чиновников, по слухам, настолько близки, что их жены являются лучшими подругами. Однако это не защитило Анатолия Повелия от антикоррупционного расследования деятельности возглавляемой им администрации, о чем стало широко известно в июле.
Тогда абсолютно все СМИ, в том числе и правительственные, управляемые из кабинета первого вице-губернатора Любови Совершаевой, со смаком рассказывали о том, как сотрудники ГСУ МВД при оперативном сопровождении Федеральной службы безопасности обыскали администрацию Колпинского района. Правоохранители подозревали, что выгодные контракты на обеды для детсадов и больниц местная администрация отдавала знакомым подрядчикам, с которыми было возможно договориться об откатах. Обыски прошли и в офисах поставщиков. По версии следственных органов, в результате заинтересованные стороны получили более 450 миллионов рублей. СМИ отмечали, что темой сговора на рынке детского питания занимается отдел ФСБ, курирующий Смольный.
Тогда же Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу провело пресс-конференцию, посвященную нарушениям при проведении госзакупок продуктов питания для образовательных учреждений города. Было публично озвучено, что проблема, приведшая к возбуждению уголовного дела по статье 178 УК (ограничение конкуренции) в Колпинском районе, характерна и для других районных администраций: дробление конкурсов, заточка их под конкретного участника, аффилированность чиновников с подрядчиками, сговор и безмерное завышение цен. Подводя итоги проведенных ведомством проверок, глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров говорил: «Мы не кровожадны, но пример подать очень важно. Сигнал рынку, некоторым управленцам, что может это дело закончиться печально, будет очень полезен».
Однако уголовное дело было заведено только по следам колпинского кейса. Впрочем, до губернаторских выборов 8 сентября оно никак не двигалось, и кроме мощного информационного шума вокруг июльских обысков ничего не происходило. Таким образом дружественной поддержки Александра Беглова хватило для того, чтобы обеспечить Анатолию Повелию иммунитет к коррупционным расследованиям ровно до дня выборов – 8 сентября. Однако в тот час, когда закрылись избирательные участки, грозный меч правосудия вновь поднялся над головами коррупционеров.
Очевидно, осознавая это, Александр Беглов и включил Анатолия Повелия в число членов нового городского правительства, чтобы обеспечить своему товарищу хотя бы отсрочку. Но правоохранители сработали быстро: говорят, на сегодняшний день у следствия имеется достаточно оснований для того, чтобы предъявить претензии самому главе района. Злопыхатели утверждают, что решить вопрос о снятии уголовного преследования, так сказать, непубличными методами невозможно – дело находится в разработке не у Следственного комитета, а у ФСБ, и это серьезно снижает шансы Анатолия Повелия выйти сухим из воды. Возможно, именно из-за участия в деле ФСБ Александру Беглову было невозможно не воспользоваться случаем, и в связи с ротацией в правительстве, снять неформальную «неприкосновенность» с фигуранта дела о детском питании, исключив его из состава своего кабинета.
Александру Беглову в правительстве Петербурга был нужен всего один новый человек – Ирина Потехина, которая должна была заменить возвращающуюся в Полпредство Любовь Совершаеву и в вице-губернаторском кресле, и в составе правительства. Однако Кремль решил сопроводить эту ротацию включением в число вице-губернаторов Санкт-Петербурга еще одного человека – Валерия Пикалева, никому до сих пор в городе неизвестного, присланного из Новгородской области транзитом через Ленинградскую бывшего начальника охраны Валдайской резиденции президента Владимира Путина. Эксперты утверждают, что Кремль целенаправленно двигает Пикалева по чиновничьей лестнице, и Северная столица для него – лишь очередная ступень.
Именно на этой ступени и споткнулся Анатолий Повелий, которому просто не хватило места в правительстве города. Ведь численность членов этого органа закреплена в Уставе Петербурга. То есть, если двоих человек необходимо включить в правительство, то ровно столько нужно и вывести из его состава. В кабинет могут входить лишь 15 членов – обязательно все вице-губернаторы, возможно — несколько председателей комитетов и представитель губернатора в Законодательном Собрании. Традицию включать в состав правительства на срочной основе одного из глав районов при условии регулярной ротации завела во время своего губернаторства Валентина Матвиенко. Первым главой-членом кабинета в 2004 году стал руководитель Московского района Александр Полукеев. С тех пор регулярная ротация давала шанс любому из районных глав на время занять правительственное кресло.
Александр Беглов эту традицию оборвал: не стал менять городской Устав и расширять число членов кабинета ради мужа лучшей подруги своей жены. Равные с Повелием шансы на выход из состава правительства имели председатель Комитета по внешним связям Евгений Григорьев и глава Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Олег Капитанов. Однако они усидели, несмотря на то, что находятся далеко не в столь же близких отношениях с Александром Бегловым, как Анатолий Повелий. Впрочем, с вероятным назначением на должность вице-губернатора по транспорту и инвестполитике Максима Соколова, о чем стало известно сегодня, вопрос о том, кто еще покинет правительство в ближайшее время, вновь встанет ребром.
Тем не менее, Анатолия Повелия исключили из созданного в сентябре правительства первым. Но Александр Беглов решил показать, что своих просто так все-таки не бросает и 12 декабря, в день Конституции, которую все чиновники должны полагать гарантом законности, губернатор Санкт-Петербурга провел практически целый день в Колпинском районе, фотографируясь с Анатолием Повелием на фоне разных местных достопримечательностей: базы депо «Санкт-Петербург-Московское», путепровода, газовой котельной и новой районной библиотеки. Наблюдатели трактуют этот многочасовой визит губернатора в Колпино как попытку градоначальника хотя бы смягчить угол публичной дискредитации Анатолия Повелия и неформально затормозить темп его преследования силовиками.
Последствия:
Очевидно, у этой ситуации несколько возможных развязок: либо расследованию все же дадут ход, несмотря на заступничество губернатора; либо защита Беглова поможет Повелию, и дело положат под сукно или, может быть, вовсе развалят. В любом случае – в настоящее время положение Анатолия Повелия крайне неустойчиво. Должности глав районов по-прежнему остаются самыми высокодоходными и самыми нестабильными местами в чиновничьей иерархии Санкт-Петербурга.