Один из самых известных памятников модерна, находящихся в аварийном состоянии — Дом Басевича на Большой Пушкарской ул., 7 — попытаются снести. Академия танца Бориса Эйфмана, уже почти 4 года планомерно доводящая принадлежащее ей здание до обрушения, подготовила документацию на его полный демонтаж. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), депутаты Законодательного собрания и местные жители готовятся защищать памятник в судах, на митингах и пикетах.
В пятницу, 24 января, состоится заседание так называемой «сносной комиссии» — рабочей группы при совете по сохранению культурного наследия. На ней будет обсуждаться целесообразность полного сноса дома Басевича. Именно на этом настаивает Академия танца Бориса Эйфмана, которой здание было передано в 2016 году.
На этом месте предполагается создать «апартаменты для артистов театра». Проектирование было доверено ООО «Проектная культура» — бывшей мастерской главного архитектора Петербурга — главы КГА Владимира Григорьева, сообщает издание «Канонер». Из документации следует, что старинное здание решено снести. «Проектом предусмотрено восстановление лицевого фасада и изменение конфигурации и фасадных решений дворовых корпусов, не воспринимаемых с открытых городских пространств», — говорится в бумагах.
За последние годы предложение полностью снести Дом Басевича стало самым вопиющим и беспрецедентным по своей наглости из тех, что рассматривались на заседаниях «сносной комиссии» — рабочей группы, которая обсудит судьбу данного здания в пятницу. Группа состоит преимущественно из архитекторов и чиновников, как правило выступающих за снос попадающих на рассмотрение к ним зданий. Лишь два человека в ней представляют градозащитную общественность — координатор «Живого города» Юлия Минутина и зампред петербургского ВООПИиК Александр Кононов.
— Предложение снести дом Басевича — полное безобразие! Такой известный дом, столько лет его «мариновали» (доводили до аварийности — прим. ред.), обещали заняться, отремонтировать, и вот теперь будут выносить вопрос по сносу! — негодует в беседе с Бездуховностям Александр Кононов. — Не знаю, удовлетворит ли рабочая группа эту инициативу… По тому, как там все устроено — в составе группы всего два градозащитника — вполне допускаю, что за вычетом наших голосов могут и поддержать. Но мы, безусловно, будем пытаться убеждать членов группы, что к этому зданию такой подход невозможен. Хотя и с той стороны снос будут аргументировать, очевидно, запредельно плохим состоянием здания.
Руководитель фракции «Яблоко» в Законодательном собрании направляет на заседание рабочей группы своего помощника — экс-депутата Александра Кобринского.
— Никаких сносов и демонтажей! Несколько лет мы вели переписку по этому дому, просили взять его под охрану. И вообще — не жирно ли театру Эйфмана!? — возмущается в разговоре с Бездуховностями Борис Вишневский. — Вероятность того, что рабочая группа согласует проект сноса, существует. И она немаленькая. Но если это произойдет, мы оспорим ее решение в суде!
Александр Кононов отмечает, что судебной практики оспаривания решений «сносной комиссии» по таким значимым объектам как Дом Басевича у градозащитников нет. А потому оценить перспективы потенциального иска сложно. «За последние годы возникали споры по судьбе нескольких достаточно важных для нас зданий. Как правило, удавалось найти компромиссные решения. Вот так, чтобы здание масштаба Дома Басевича было вынесено на снос, такого не было», — констатирует Кононов.
— Если рабочая группа поддержит решение о сносе, на руках у собственника будет бумага, что комитет одобряет проект демонтажа. Дальше — только судиться, устраивать акции протеста: пикеты, митинги, — продолжает Александр Кононов.
В свою очередь, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Алексей Ковалев уверил Бездуховности, что в случае решения рабочей группы о сносе Дома Басевича он будет «выходить на руководство города» с целью спасти здание.
Причины:
Дом Басевича — пятиэтажное здание в стиле модерн, построенное в 1912 году. Его автор — архитектор Алексей Зазерский. Дом является одним из наиболее ярких образцов модерна с выразительным оформлением фасадов и монументальными формами. Он был расселен в 2000-х годах. В 2014-м предполагалось отремонтировать здание по программе «Молодежи — доступное жилье». Но в 2016 году объект передали Академии танца Бориса Эйфмана.
Последствия:
Разрушение Дома Басевича станет самым серьезным ударом по историческому центру Петербурга за последнее время. Что неминуемо вызовет волну протестов. 3 года назад акции протеста, проводившиеся в защиту Исаакиевского собора, собирали до 10 тысяч человек. Попытка снести один из наиболее известных, находящихся под угрозой памятников модерна также неминуемо спровоцирует пикеты и митинги градозащитников.