Бездуховности

Главу Московского района Владимира Ушакова называют наиболее вероятным кандидатом в депутаты ЗакСа по 21-му округу от «Единой России». В статусе депутата он станет компромиссной фигурой, не раздражающей ни Смольный, ни партию. При этом никакого стратегического плана, связанного с избранием Ушакова, ни у одной из этих сторон нет — на выборы он может пойти, просто «чтобы не пустовало место».

5 марта Горизбирком на своем заседании, опасаясь процедуры принудительного роспуска по инициативе ЦИКа, все-таки назначил довыборы по 21-му ЗакСовскому одномандатному округу, уже почти год пустующему после смерти единоросса Павла Зеленкова. Выборы состоятся 7 июня. Полномочия окружной избирательной комиссии возложены на 19-й ТИК. Самостоятельно организовывать выборы, чтобы минимизировать вероятность нарушений и фальсификаций, Горизбирком отказался.

21-й округ находится в двух районах — Московском и Фрунзенском, и состоит из муниципалитетов Гагаринское, Звездное и Купчино. Исторически эта территория Московского района считается подконтрольной руководителю ЗакСовской фракции «Единой России» Александру Тетердинко. Именно он в 2016 году избирал в городской парламент Павла Зеленкова, тогда — главу МО Звездное.

Наиболее нежелательным назначение довыборов было как раз для Александра Тетердинко — он как мог старался отсрочить это решение. Для городской «Единой России» и Вячеслава Макарова перспектива возвращения дополнительного мандата не имеет значения. Смольный также не готов и не настроен биться за округ, чтобы, получив своего депутата, устраивать переворот в ЗакСе. В условиях плановых парламентских выборов через год это лишено смысла. А вот для Тетердинко принципиальной задачей является не пустить на округ чужаков —  поскольку ему самому через год придется баллотироваться от этой территории, если он — а это весьма вероятно — не сумеет попасть в общегородскую часть списка «Единой России». Последняя, кстати, из-за реформы федеральной политической конструкции также еще не факт, что доживет до следующей осени.

В качестве кандидатов, которых можно было бы считать полностью управляемыми, за последние месяцы Александр Тетердинко рассматривал нынешнего главу Звездного Максима Разинкова, главу администрации Гагаринского Михаила Трусникова и даже гражданскую супругу Зеленкова Ирину Богомазову, в админситрации Московского района курирующую работу подростково-молодежных центров. Однако все эти кандидатуры в итоге были отметены: у Разинскова нет никакого, кроме среднего, образования, Трусников никому не известен, а фамилия Богомазовой появилась, видимо, от полного отчаяния.

В результате наиболее вероятным кандидатом сейчас называют главу Московского района Владимира Ушакова. Он устраивает и Смольный, и «Единую Россию». Однако не потому, что кто-то возлагает на него особые надежды, а лишь как человек, который на год сможет заткнуть собой кадровую брешь. О том, что Ушаков, при котором администрация района фактически превратилась в офис ныне утратившего былое аппаратное могущество советника губернатора Вагифа Мамишева, находится в списке глав, подлежащих ротации, Бездуховности писали ранее. С «Единой Россией» никаких доверительных отношений у главы тоже нет. Зато он сможет попытаться на полную мощь задействовать административный ресурс и стать депутатом, тем самым воспрепятствовав избранию представителя оппозиции.

С другой стороны, в электоральный бой вновь рвется секретарь Московского районного отделения «Единой России» Борис Гвоздов. Он уже неоднократно участвовал в парламентских выборах, однако всякий раз терпел поражения. По итогам выборов 2016 года в рейтинге кандидатов ЕдРа из территориториальных групп он занял предпоследнее место. Борис Гвоздов является бизнесменом и в состоянии сам профинансировать свою кампанию. 

Наконец, еще одним потенциальным кандидатом от «Единой России» мог бы стать глава администрации Московской заставы Игорь Морозов. В прошлом году по линии политтехнологического штаба Смольного Морозов курировал губернаторские выборы в Московском районе, а также руководил связанными с депутатом ЗакСа Алексеем Макаровым «штурмовыми группами» муниципальных кандидатов. По итогам выборов Макаров сумел существенно укрепиться в районе, а сам Морозов перебрался из флагманского для парламентария Пулковского меридиана в «трофейную» Московскую заставу. Учитывая имеющееся большое влияние Алексея Макарова на западную половину Московского района, он мог бы попытаться расширить его на восточную. В таком случае наиболее логичным кандидатом стал бы как раз Игорь Морозов.

Причины:

Не исключено, что приближающиеся довыборы не пройдут для «Единой России» так же благополучно, как выборы всего ЗакСа 2016 года. Во-первых, потому что все УИКи округа могут быть оборудованы КОИБами. Во-вторых, потому что все оппозиционные партии бросят свои силы на этот округ. В случае, если им удастся также успешно реализовать на этих выборах электоральный механизм, подобный «Умному голосованию», ЕдРо будет рисковать потерпеть поражение. С другой стороны, если сильных кандидатов выставят, например, и эсеры, и «яблочники», и «Объединенные демократы» (или подобная организация), они лишь растащат протестный электорат и, наоборот, поспособствуют победе единоросса. 

Последствия:

В данном случае внутри «Единой России» могут быть совершенно противоположные предпочтения относительно исхода довыборов. Районное отделение партии в лице его руководителя Гвоздова хотело бы победить. Точнее, хотело бы, чтобы победил Гвоздов. В то же время, негласно курирующему район Александру Тетердинко может быть выгодно поражение кандидата от партии. Поскольку условно победивший Гвоздов за год попытается пустить корни на территории и не захочет уходить в 2021 году, если это потребуется Тетердинко. А какого-нибудь случайно победившего этим летом «яблочника» в следующем году будут изгонять всеми силами ЗакСа и Смольного. 

MegaSmi