В Литейном округе состоялось первое легитимное — с точки зрения главы прошлого созыва Павла Дайняка — заседание совета. Единственный рассмотренный на нем вопрос — об утверждении за основу проекта бюджета — провалился. Факт проведения заседания оставил больше вопросов, чем ответов: зачем Дайняк решился его созвать, как это может повлиять на перспективу роспуска совета под предлогом более чем 3-месячного бездействия, почему «яблочное» большинство не утвердило бюджет в первом чтении, чтобы полностью переписать его «под себя» во втором?
Во вторник, 17 марта, в Литейном округе состоялось внеочередное заседание совета депутатов. Его созвал глава прошлого созыва Павел Дайняк. С сентября он является депутатом-самовыдвиженцем и считает себя и.о. главы совета. Внеочередное заседание состоялось вместо планового, которое должно было пройти на следующий день, 18 марта.
Единственным вопросом, который Павел Дайняк включил в повестку дня, стало утверждение в первом чтении проекта бюджета. Как и соседнее Смольнинское, в нынешнем году Литейный округ пока живет «по 1/12-й» — своевременно утвердить бюджет депутаты не смогли и теперь получают финансирование раз в месяц в размере 1/12 от средств, потраченных муниципалитетом за прошлый год.
В заседании приняли участие обе противоборствующие стороны депутатов: «яблочники», которых в сентябре в совет было избрано 11 человек (изначально им также сочувствовала Марияна Сорокина, активистка движения «Центральный район за комфортную среду обитания», в порядке самовыдвижения избранная депутатом) и единороссы (5 партийцев и три самовыдвиженца, в том числе Дайняк). Принять проект бюджета им не удалось: 9 присутствующих «яблочников» проголосовали против, фракция ЕдРа из 8 человек и Сорокина — «за».
Закрывая заседание, Дайняк заявил, что намерен созвать согласительную комиссию по вопросу принятия бюджета. В нее войдут представители муниципального совета и местной администрации.
Причины:
По итогам сентябрьских выборов в Литейном округе установилось двоевластие. Павел Дайняк, потерпев на них поражение вместе с командой единороссов, задним числом изменил устав муниципалитета и прописал в нем норму об избрании главы совета ⅔ голосов. Надеясь своевременно отозвать новую редакцию устава, получившие большинство «яблочники» 30 сентября провели первое заседание, на котором присутствовало 12 человек, и одним из решений избрали главой Арсения Афиногенова. С тех пор данная фракция регулярно проводила свои заседания.
В свою очередь, фракция «Единой России» заседания оппонентов и принятые на них решения не признает. Поскольку первое заседание по уставу должен был назначить Дайняк как глава прошлого созыва. Он попытался провести заседание 9 октября. «Яблочники» тогда на него не явились. Больше Дайняк заседаний не назначал. А вместо этого обратился в Дзержинский районный суд с исками о признании недействительными решения об избрании главой Афиногенова, а также о признании недействительными всех остальных решений, принятых на заседаниях «яблочников». На том основании, что они не имели право созывать первое заседание и, как следствие, все последующие. На данный момент суд первой инстанции уже удовлетворил оба иска. Сейчас решения оспорены в Горсуде.
Наибольшую опасность для оппозиционеров Литейного округа таит в себе юридическая перспектива отмены всех решений совета. Следующий судебный иск, подкрепленный судебным решением о незаконности всех решений «яблочников», может касаться уже непосредственно роспуска всего совета. Под предлогом его более чем 3-х месячного бездействия. Пока что суд признал незаконными лишь решения депутатов, вердикта о незаконности заседаний (как и соответствующего иска) еще пока нет.
Однако процедура роспуска совета по причине бездействия весьма сложна. «В случае, если судом установлено, что избранный представительный орган в течение трех месяцев не проводил правомочного заседания,» губернатор должен в течение трех месяцев внести в ЗакС законопроект о роспуске муниципалитета, гласит 131-й федеральный закон. То есть для роспуска Литейного округа нужно (не считая решения суда), чтобы Смольный, осознавая, что на новые выборы в округ хлынут оппозиционеры со всего города, от лица губернатора инициировал соответствующий региональный законопроект, а ЗакС его утвердил.
Последствия:
Неудачная попытка утвердить проект бюджета оставила после себя несколько вопросов. Прежде всего, почему оппозиционеры не приняли его в первом чтении, чтобы потом, пользуясь своим большинством, полностью переписать во втором, как ранее сделала победившая в МО №72 команда Павла Швеца?
«Да, первое чтение — это, по сути, только три цифры. Но даже эти цифры ставятся нами под сомнение, — рассказал Бездуховностям Арсений Афиногенов. — Например, некорректно подсчитаны доходы, не учтены изменения в законодательстве, которые меняют перераспределение доходов. Собираемость ЕНВД (единого налога на вмененный доход) по сравнению с прошлыми годами в этом — уменьшится. Или другой момент. В прошлом году штрафов было собрано на 18 млн, а в этом планировалось на 12. Почему? Да, во втором чтении мы можем менять расходную часть. Но не можем менять доходную».
Не меньше претензий у «яблочников» возникло к процедурной составляющей заседания. Под тем предлогом, что оно являлось внеочередным — ради чего и было назначено, ведь плановое заседание должно было состояться на следующий день — к нему не применялись требования регламента, на котором ранее настаивали сами единороссы. А именно: вопрос об утверждении повестки не ставился. Дайняк утвердил ее самолично, и состояла она лишь из одного пункта. Вопроса о дате следующего заседания в ней не значилось. «Согласно регламенту, на каждом заседании принимается проект повестки и каждый вопрос голосуется. Мы хотели поставить вопрос о дате следующего заседания, но этого нам сделать не дали. Налицо грубейшее процедурное нарушение», — говорит Афиногенов.
Другой вопрос — повлияет ли первое как бы легитимное заседание на перспективу роспуска через механизм бездействия. Вероятнее всего, нет, поскольку в законе оговорены сроки бездействия — 3 месяца. Они прошли уже дважды. «Сейчас совет фактически оказался в заложниках у одного человека. И при наличии политической воли, он может быть распущен. Однако повлиять на это решение Дайняк вряд ли сможет, поскольку политическая воля должна быть как минимум на уровне Смольного, а возможно — и Администрации президента”, — полагает Арсений Афиногенов.
Возможно, осознав, что распустить нынешний состав совета не получится в ближайшее время точно, и, скорее всего, не получится вообще, Павел Дайняк решил попытаться вынудить к сотрудничеству «яблочную» фракцию. И для этого пошел на созыв заседания.