Спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров пригрозил вызвать в городской парламент вице-губернатора Ирину Потехину. Перед депутатами она должна будет объясниться за непонравившийся Макарову материал телеканала 78. В нем говорилось, что парламентарии не стали расширять льготы для бизнеса.
В среду, 8 апреля, спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров устроил истерику в ходе пленарного заседания. Ему не понравилось, какой вывод о работе городского парламента сделали журналисты телеканала 78 — в своем материале они констатировали, что «петербургские депутаты отказались расширять льготы для бизнеса в связи с коронавирусом». Макаров назвал телеканал «боевым листком Смольного» и пригрозил вызвать в ЗакС вице-губернатора Ирину Потехину, чтобы она ответила за «абсолютно лживую, недостоверную информацию».
Сразу во всех чтениях за один день депутаты петербургского ЗакСа приняли пакет антивирусных законопроектов. Были одобрены инициативы о льготах для малого и среднего бизнеса, о материальной поддержке малоимущих семей с маленькими детьми, о наделении Смольного правом устанавливать правила для граждан на период режима повышенной готовности и о штрафах за нарушения этих правил. Чтобы принять документы в третьих чтениях, Вячеславу Макарову пришлось закрывать очередное и сразу после этого открывать внеочередное заседание.
В ходе обсуждения законопроекта о льготах для бизнеса предложения оппозиционных депутатов поддержаны не были. Так, руководитель фракции «Яблоко» Борис Вишневский ратовал за снижение налога на имущество для предприятий общепита, а представитель КПРФ Ирина Иванова хотела снизить средний размер зарплат, которые должны платить компании. В результате телеканал 78 выпустил материал с заголовком «Петербургские депутаты отказались расширять льготы для бизнеса в связи с коронавирусом». После окрика из ЗакСа журналисты руководимого Александром Анучкиным канала поспешили исправить оплошность и переписали саму новость и заголовок. Получилось так: «В Петербурге расширят льготы для бизнеса в связи с коронавирусом». Однако было уже поздно. Телеканал лоялен Смольному, но формально является независимым и входит в «Национальную Медиа Группу» братьев Ковальчуков.
«Напишите, в граните выбейте. Вот они сеют вирус раздора, чтобы расцвела собственная политическая грядка, — отчитывал Макаров в ходе заседания представителя Смольного в ЗакСе Юрия Шестерикова. — Чья грядка политическая? В граните это выбейте. А что это, правда, не причина — даже не повод — а не причина вызвать вице-губернатора Потехину, отвечающую за информационный блок? Мы же не принимали — вы комментировали, мы не принимали — поправки депутатские по просьбе Смольного. Вы говорили про второй этап. Мы же вас поддерживаем в эти дни. И когда абсолютно лживая, недостоверная информация дается, это что, не сеет вирус раздора? Это что, не хуже, чем коронарный вирус или мировое вредоносное поветрие, как это православные говорят. Поэтому я прошу это учесть. И еще раз говорю, надо продумывать, и Михаил Наумыч (Бродский, представитель ЗакСа в Смольном — прим. ред.), и Юрий Борисович, докладывайте по вот этой ситуации, какие меры приняты и к кому, и кто отвечает там за редакционную политику, почему постоянная ложь в адрес Законодательного собрания, всех фракций». «Это ж ваш канал, боевой листок Смольного. Я же только что говорил не только о личной гигиене, но и об информационной гигиене. Народу надо говорить правду», — успокоившись, резюмировал Макаров в адрес Шестерикова.
Причины:
Вячеслав Макаров и раньше кричал на чиновников Смольного. Однако в прошлом вспышки его гнева, как правило, были управляемы и преследовали конкретные задачи давления на того или иного представителя исполнительной власти с целью склонения его к сотрудничеству. Так, например, в начале 2016 года, когда депутаты заподозрили, что Смольный самостоятельно «перенарезает» ЗакСовские округа, Макаров кричал на тогдашнего председателя комитета по местному самоуправлению Игоря Князева так: «Это откровенная уголовщина! Если такие факты стали известны, то никакими запросами, обращениями это не решается. Это решается Уголовным кодексом, в том числе и нарезка округов. Уголовщина всегда должна быть наказуема!». Спустя год скандал в ЗакСе произошел из-за того, что в некий Координационный совет по местному самоуправлению, созданный при Смольном, не включили депутатов-единороссов. «Это же надо башку иметь, чтобы не включить в совет по местному самоуправлению депутатов. Это что, как не вызов?» — кричал тогда спикера, снова намекая на Князева.
В том же 2017 году Макаров с другими депутатами устроили травлю председателя КГА Владимира Григорьева. Сначала Макаров называл его «мерзостью» и «оборзевшим», а также заявлял, что направил губернатору Георгию Полтавченко письмо с просьбой «разобраться» с главным архитектором. Потом клялся, что «вцепился и не отпустит» Григорьева. А также намекал на факты коррупции в градостроительном совете. Вячеслав Макаров тогда весьма эффектно, но в конечном счете безрезультатно отменял на Петроградской стороне одну стройку за другой. Спустя год, к концу 2018-го, Вячеслав Макаров уже с пафосом рассказывал о своей «большой дружбе» с Владимиром Григорьевым, «начавшейся с маленьких недоразумений». Учитывая нескрываемые интересы мужа дочери Вячеслава Макарова Анны Селегень и его родственников в строительном бизнесе, неожиданно вспыхнувшая любовь спикера к главному архитектору выглядела двусмысленно.
Однако теперь Вячеслав Макаров кричал, что вызовет в ЗакС Ирину Потехину, скорее всего, не имея конкретного плана давления на нее, а просто не сумев совладать со своим гневом. По крайней мере пока какой-то стратегической задачи в этой истерике не прослеживается. Да и времена для Вячеслава Макарова сейчас хуже, чем были при Георгии Полтавченко.
Последствия:
Истерики Вячеслава Макарова не способствуют укреплению и без того прохладных отношений со Смольным. Однако и Александр Беглов не является сильным руководителем, который смог бы осадить обидчика своих подчиненных.
Отметим, что чисто теоретически угроза подключить высокопоставленных представителей исполнительной власти и поручение представителям ЗакСа и Смольного «принять меры» к тому, «кто отвечает там за редакционную политику», можно квалифицировать по ч.2 ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения информации», совершенное лицом с использованием своего служебного положения. А это карается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. В связи с чем нельзя исключать, что в четверг, 9 апреля, главный редактор телеканала 78 Александр Анучкин подаст в Следственный комитет заявление на возбуждение в отношении Вячеслава Макарова уголовного дела.