Бездуховности

Горизбирком «для галочки» решил обратиться в суд с иском о расформировании ИКМО Новоизмайловского. Муниципальная комиссия уже почти полгода затягивает передачу мандатов 6 оппозиционерам, доказавшим в судах, что стали жертвами фальсификаций. Даже если через несколько месяцев комиссия будет расформирована, вопрос о передаче мандатов все равно останется в компетенции ИКМО. А ее новый состав предстоит утверждать все тем же муниципалам, которых эта самая комиссия и должна впоследствии лишить полномочий.

В понедельник, 25 мая, Горизбирком принял решение обратиться в суд, чтобы там добиться роспуска ИКМО Новоизмайловского. К этому городскую избирательную комиссию подтолкнула федеральная. 20 мая председатель последней Элла Памфилова заявила: «Мало того, что ИКМО «Новоизмайловское» еще 12 февраля неправильно исполнила судебное решение, я так понимаю, что сознательно, и никаких действенных мер по исправлению этой ситуации до середины апреля Санкт-Петербургской комиссией принято не было, так еще и до сих пор городская комиссия не реагирует так, как следует, на неисполнение ее же решений этой муниципальной комиссией. Это саму себя не уважать, саму себя высекать. У нас Санкт-Петербургская комиссия уже не раз была в роли унтер-офицерской вдовы. Наверно, не хватает. Я уже вообще считаю, что это какой-то правовой садомазохизм». ГИКу был дан срок до 25 мая «принять меры», до 27-го — отчитаться.

История с неисполнением решений суда — по версии Горизбиркома и Центризбиркома — избирательной комиссией Новоизмайловского длится с февраля. Тогда ИКМО, выждав месяц после решения Горсуда, отменила результаты двух УИКов, где итоги голосования были сфальсифицированы в пользу единороссов. Предполагалось, что после этого общие результаты по двум пятимандатным округам «автоматически» пересчитаются, и депутатами вместо шести единороссов и им сочувствующих станут шесть оппозиционеров. Для этого ИКМО требовалось также принять решение о передаче мандатов. Однако она этого делать не стала, заявив, что суд потребовал от нее лишь изменить данные в протоколах и сводной таблице, а переутверждать на основании этих обновленных данных результаты выборов от нее не требовалось. С тех пор в совете продолжают заседать единороссы Валерий Жилкин, Людмила Павлова, Оксана Морозова, Валентина Калинина и провластные самовыдвиженцы Анна Поцелуева и Лариса Бубович. А выигравшие суды представители КПРФ Владимир Локтев и Галина Кукарцева, оппозиционные самовыдвиженцы Андрей Стариков, Максим Петров, Олег Соловьев и Дмитрий Коль ждут, когда им передадут мандаты.

В судах ИКМО защищал член Горизбиркома от Партии роста Алексей Березин. Он же всю весну пытается затормозить решения Горизбиркома, который по окрикам из Центризбиркома предпринимает вялые попытки обязать ИКМО передать мандаты. В марте, спустя месяц после решения ИКМО, ГИК рассмотрел жалобу не получивших мандаты оппозиционеров и решил ничего не делать: запросил по данному вопросу позицию ЦИКа. Затем начался карантин. В апреле Горизбирком был вынужден вернуться к этому вопросу, и уж было собрался дать ИКМО еще время на раздумья. Проектом решения было предусмотрено право ИКМО обратиться в Московский районный суд за разъяснением, должен ли он все-таки передать мандаты или не должен. А Березин тогда же предлагал и вовсе отказать оппозиционерам. Когда его решение не прошло, Березин заблокировал принятие альтернативного, заявив, что с ним связались представители ИКМО и сообщили, что их на заседание не пригласили. Что является нарушением. К следующему заседанию ГИК получил очередной нагоняй от ЦИКа и был вынужден ужесточить свою позицию: было принято решение, что ИКМО все-таки должна передать мандаты. Но не прямо сразу, а после окончания карантина. 

Когда «выходные дни» закончились, ИКМО, естественно, ничего делать не стала. Срок на передачу мандатов, данный ей Горизбиркомом, истек 18 мая. На том основании, что к этому дню комиссия решения Горизбиркома не исполнила, 25 мая он и постановил обратиться в суд с требованием о расформировании. На этот раз Алексей Березин также предпринял попытку спасти муниципальных коллег. На заседании ГИКа он сообщил, что, оказывается, еще в марте Максим Петров, на сентябрьских выборах являвшийся самовыдвиженцем, подал в Московский районный суд иск к ИКМО в связи с ее бездействием. Сейчас иск рассматривается, и Горизбиркому не стоит подавать свое заявление до тех пор, пока не будет решения по заявлению Петрова, заявил Березин. Однако коллеги его не поддержали и решили направить иск о расформировании комиссии в Горсуд.

Причины:

Главой Новоизмайловского является единоросс Сергей Шубин. Он имеет натянутые отношения с депутатом ЗакСа, также единороссом Алексеем Макаровым. Среди представителей партии власти в совете Новоизмайловского и сочувствующих им самовыдвиженцев есть члены команды и Шубина, и Макарова, и районной администрации. Если передать 6 из 20 мандатов Новоизмайловского оппозиционерам, Шубин сохранит должность главы, а муниципалитет останется провластным, однако станет гораздо более трудноуправляемым.

Последствия:

Однако до передачи мандатов еще далеко. Суд по заявлению Горизбиркома растянется на месяцы. К тому же, теоретически, нельзя исключать, что он согласится с логикой, озвученной Березиным, и отложит рассмотрение дела, пока не будет принято решение по иску Петрова.

В случае, если Горсуд примет решение о расформировании комиссии, ее члены будут поражены в правах и на протяжении 5 лет не смогут работать в избирательной системе. Однако нынешняя комиссия — прошубинская. Единороссам из других внутрипартийных лагерей безразлична судьба ее руководства. 

Даже если ИКМО будет расформирована, например, к середине лета, ни ТИК, ни Горизбирком после этого не получат права на передачу мандатов своими решениями. Этот вопрос останется в компетенции муниципальной комиссии. Будет объявлена процедура ее формирования. Руководить процессом снова будут все те же муниципалы. Которые должны будут сформировать комиссию, которая их же самих должна будет лишить мандатов. 

Половина членов комиссии формируется муниципалами из людей, предложенных политическими партиями. Половину направляет Горизбирком. Который способен принуждать Новоизмайловское к передаче мандатов исключительно по окрикам Центризбиркома. То есть, скорее всего, будь на то воля ГИКа, он бы снова направил в ИКМО людей, которые мандаты передавать откажутся. 

Возможно, к осени появится возможность сформировать ИКМО — это при условии, что Горсуд расформирует действующую. Но муниципальный совет может продолжить политику затягивания этой истории. Например, не утвердит Горизбиркомовскую половину. Тогда начнется новый суд, в результате которого еще месяца через 3 городская комиссия добьется права своим решением утвердить новый состав ИКМО. И если к тому времени и Элла Памфилова и Виктор Миненко все еще будут председателями, то пока первая не накричит на второго, он не станет направлять в муниципальный избирком людей, настроенных на передачу мандатов. То есть чисто теоретически нельзя исключать сценария, по которому только к началу 2021 года у Новоизмайловского появится новая комиссия, которая снова откажется передавать мандаты. И вся эта история пойдет на второй круг. А 6 нелишенных мандатов единороссов все это время будут легитимными депутатами. 

MegaSmi