Бездуховности

Десятки одиночных пикетов не только на Васильевском острове, но и у всех магазинов «Максидома» анонсировали горожане в ответ на вероломное разрушение исторических корпусов Санкт-Петербургского трубочного завода. На прошлой неделе жители попытались призвать компанию, намеревавшуюся разрушить старинные здания, к диалогу. Вместо этого «Максидом» в спешном порядке начал крушить дореволюционные корпуса. «Несколько построек, планируемых к сносу, пока еще стоят, поэтому ситуация требует срочных действий», — говорит глава МО Гавань Нэлли Вавилина.

В среду, 5 августа, представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, регионального отделения ИКОМОС, глава МО Гавань Нэлли Вавилина и активисты проинспектировали территорию Санкт-Петербургского трубочного завода. На участке площадью 8,5 га на Уральской улице, 1 компания «Максидом» создает общественно-деловое пространство, а также строит свой гипермаркет. Значительная часть дореволюционных корпусов завода реставрируется, однако 7 зданий, как стало известно этим летом, в компании решили разрушить. В конце прошлого года все они предусмотрительно были исключены из числа выявленных объектов культурного наследия, что сделало возможным их уничтожение. Такое решение принял КГИОП на основе экспертизы, выполненной в интересах «Максидома».

«Как выяснилось, неделя, прошедшая с тех пор, как жители Васильевского острова призвали «Максидом» сохранить дошедшие до нас исторические корпуса, не прошла для застройщика зря. За это время были разрушены несколько зданий, которые мы просили сохранить», — говорит Нэлли Вавилина.

Впрочем, два наиболее ценных из числа приговоренных к сносу зданий еще стоят — одноэтажная пристройка к зданию под литерой У с богатым фасадом, выполненном в кирпичном стиле, и большой двухэтажный, недавно прошедший ремонт корпус, входящий в комплекс задний под литерой В. На то, чтобы спасти эти здания, жители планируют срочно бросить свои силы.

«Сейчас стоит задача действовать стремительно, нужно заставить “Максидом” одуматься и отказаться от планов разрушения оставшихся исторических корпусов, — объясняет Вавилина. — Мы надеемся, что в компании услышат нас и сохранят здания. Если же разрушено будет все, что горожане пытаются спасти, может быть поставлен вопрос об организации общегородской кампании по бойкоту этой сети строительных магазинов».

Причины:

Совладелица «Максидома» Мария Евневич ранее в интервью СМИ многократно обещала, что компания сохранит исторические здания. «Здесь гордо стоят охраняемые здания из красного кирпича. Их мы планируем восстановить и приспособить под современное использование», — говорила она изданию «Собака.Ру». А издание «Канонер» заверяла, что демонтированы будут «только поздние пристройки, находящиеся в аварийном состоянии». «Отдельно стоящие исторические здания (не памятники) сохраняются», — уточняла она.

Однако историко-культурная экспертиза, подготовленная в прошлом году Борисом Матвеевым при активном неформальном участии «Максидома», продемонстрировала, насколько компания в действительности заинтересована в сохранении исторического наследия Трубочного завода. Матвеев добивался выведения из-под охраны почти половины корпусов завода. Юридически это открывало дорогу к их сносу. Градозащитникам тогда удалось отстоять лишь один корпус.

В 2017 году в ходе расчистки участка для строительства непосредственно гипермаркета «Максидом» компанией уже были снесены два дореволюционных дворовых флигеля, формально не являвшиеся памятниками.

Последствия:

«Максидом» гордится своим бережным, по мнению компании, отношением к исторической застройке. А проект общественно-делового пространства на Васильевском острове с репутационной и медийной точек зрения является для него флагманским. В связи с этим, учитывая протесты местных жителей, не исключено, что компания все же согласится сохранить оставшиеся пока корпуса.

Фото А.В. Кречмера

MegaSmi