На минувших акциях протеста полиция вела себя «вежливо и мягко», а демонстранты выходили не «против Путина, коррупции или чего-то еще», а лишь потому, что «им захотелось погулять». Такое мнение в подкасте «Свободные уши» высказала Мария Бутина, в 2019 году осужденная в США по статье о незарегистрированной деятельности иностранного агента.
23 и 31 января в Москве, Петербурге и других городах прошли многотысячные акции протеста. Их спровоцировал арест Алексея Навального. Демонстранты требовали его освобождения, а также протестовали против несменяемости власти и ее узурпации Владимиром Путиным. В обоих случаях участники акций были жестко разогнаны ОМОНом, тысячи людей были арестованы. За ходом московских протестов наблюдала член Общественной палаты Мария Бутина, в 2019 году осужденная в США по обвинению в работе иностранным агентом без необходимой регистрации. На суде Бутина признала вину, сообщила, что действовала под руководством российского чиновника, была приговорена к 18 месяцам тюрьмы, однако уже осенью того же года была депортирована в Россию.
«Я была на Пушкинской площади, пошла по своей инициативе — пообщаться с людьми и узнать их позицию. Узнать, кто и зачем пришел, какие требования они выдвигают. В целом, могу сказать, что однозначного порыва за Навального, против Путина, против коррупции или еще что-то – такого нет, — рассказала Бутина, побывав в эфире петербургского подкаста «Свободные уши». — Меня больше поразило, что участники акции не боятся задержания — все-таки это несанкционированная акция. В США, например, не то что за кинутый в сотрудника правоохранительных органов снежок, стаканчик или бутылку, а просто за бранное ругательство в адрес представителя власти светит от года тюрьмы. У нас очень вежливо и мягко ведут правоохранители себя. Участники акции не боятся арестов, задержаний, коронавируса. Они вышли на улицу, потому что им сегодня захотелось погулять. Я людей не виню. Я понимаю, что есть запрос в обществе, конфликт, который вылился на улицы, отрицать это глупо. Но при этом консолидированного понимания «Зачем? Почему и как?», я его не увидела».
Бутина, словно в насмешку над участниками акций, упрекает Фонд борьбы с коррупцией, выступивший организатором протестов, в том, что он не согласовал проведение митинга.
«Можно было провести законный митинг (даже формально публичные мероприятия сейчас запрещены из-за коронавируса — прим. ред.). У организаторов было время. Организаторы митинга заранее знали — еще когда Навального провожал правительственный кортеж в Германии, — что он прилетит, что его на законных основаниях за нарушение условно-досрочного освобождения задержат. У них было время подать заявки на митинг, предпринять все возможное для согласования. Но специально был сделан несогласованный митинг, специально были расставлены провокаторы, которые бросали снежками в полицию, специально были организованы перфомансы из синих трусов, также специально была нанята массовка, которая толком не могла мне объяснить, зачем она вышла на митинги”, — продолжает Бутина.
Не обошла гостья подкаста вниманием и популярной в провластных СМИ темы участия в акциях детей: «Политика – это не весело, это вопрос серьезного, продуманного шага, когда человек принимает решение, участвовать ему в общественно-политической жизни или нет. Хочет ли молодой человек помогать приюту для бездомных? Это зов сердца, это наш взвешенный, рациональный шаг. Но когда детей зовут на несанкционированную акцию, мы видим там подростков, которым нет восемнадцати лет, они не понимают, что им за это светит, что может быть перечеркнута вся жизнь ради хайпа. Прежде всего, это претензия к оппозиционным деятелям, потому что это подло и низко — выводить детей и прикрываться ими. С другой стороны, это большой вопрос к органам исполнительной власти, которым не хватило превентивных мер. Где-то мы до сих пор упускаем наших детей. Вот этого нельзя позволять. Диалог нужно вести регулярно, постоянно».
Причины:
Мария Бутина последовательно занимает прокремлевскую позицию, выступая пропагандистом нынешнего политического режима. При этом показательно, что в качестве площадки для озвучивания своего мнения она выбрала подкаст «Свободные уши» — петербургский политически проект, запущенный в 2020 году Евгенией Лиховцевой и Анной Замараевой. Последняя до 2019 года являлась депутатом муниципального образования Васильевский от ЛДПР, в 2016 году баллотировалась в Законодательное собрание.
Последствия:
Можно предположить, что Замараева с помощью эфиров с яркими, занимающими неоднозначную позицию гостями рассчитывает поднять уровень своей известности и узнаваемости, чтобы в сентябре вновь участвовать в выборах.