Основным инструментом фальсификации предстоящих выборов может стать надомное голосование. С середины августа районные администрации ведут обзвоны жителей старшего возраста, склоняя их к вызову урны для голосования на дом. Каждому УИКу может быть поставлена задача за 3 дня принести «с полей» по несколько сот правильно заполненных бюллетеней. Что может быть эквивалентно 25% от общего числа проголосовавших.
По состоянию на 17 августа Комплексный центр социального обслуживания населения (по-старому — собес) Красногвардейского района вовсю вел работу по агитации избирателей старшего возраста проголосовать на предстоящих выборах на дому. Сотрудники центра обзванивали жителей, в том числе, ранее никогда с администрацией не взаимодействовавших, и настоятельно предлагали согласиться на надомное голосование. В частности, такой звонок поступил в квартиру, где проживает депутат Пороховых от Партии роста Марианна Алферова.
«Звонили не мне, но трубку взяла я. Предлагали оформить надомную урну. Я им довольно резко ответила, что в таком предложении усматриваю нарушение закона. Потому что ситуация должна быть обратная. Если избиратель хочет, чтобы ему принесли урну, он самостоятельно звонит в участковую избирательную комиссию. Ну от силы он может обратиться в этот Центр социального обслуживания и попросить, чтобы сотрудник выступил его представителем — от его имени обратился в УИК и заказал урну. В таком принуждении к надомному голосования я усматриваю нарушение закона», — рассказала Бездуховностям Марианна Алферова.
Депутат Пороховых добавила, что примерно в те же дни об аналогичных звонках ей сообщили еще несколько жителей района. При этом звонили, в том числе, избирателям в возрасте от 60 лет. Что может свидетельствовать о большом охвате респондентов.
Причины:
Можно предположить, что собес Красногвардейского района, формируя базу голосующих на дому избирателей, действует не по собственной инициативе, а в рамках общегородских предвыборных установок. В таком случае, аналогичная работа сейчас проводится или вот-вот начнется и в других районах Петербурга. И если это произойдет, можно будет констатировать, что именно через надомное голосование Смольный намерен массово фальсифицировать предстоящее голосование. Такой выбор имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Готовиться к противодействию фальсификациям на городском уровне, вероятно, будут 3 партии: «Яблоко», «Справедливая Россия» и КПРФ. Партия роста вряд ли сумеет закрыть наблюдателями больше половины УИКов, остальные участвующие в ЗакСовских выборах партии более дружественны Смольному. То есть, на участке будут находиться три независимых наблюдателя. А это вдвое меньше, чем нужно, чтобы предотвратить фальсификацию на надомном голосовании. Потому что, если на УИК дается до 5 переносных урн, плюс голосование продолжается в помещении комиссии, необходимо 6 человек, чтобы следить за всеми ящиками.
«Нормальная цифра надомного голосования — 10-20 человек на комиссию, — продолжает Марианна Алферова. — У нас на муниципальных выборах в 2019 году на одном из УИКов были астрономические цифры проголосовавших на дому, достигавшие если не 300, то по крайней мере нескольких сот человек». Учитывая, что, по словам Алферовой, в Красногвардейском районе обзвон ведется граждан в возрасте от 60 лет, речь может идти о задаче максимального набора «надомников».
В результате может получиться ситуация, когда к 17 сентября в каждой соответствующей плану комиссии будет по 200-300 заявлений на голосование на дому. Такие высокие цифры легко будет объяснить коронавирусными страхами населения, возможно, подкрепленными какими-нибудь рекомендациями ЦИКа. При этом совершенно необязательно, чтобы все эти 200-300 человек вообще были в курсе, что подавали заявление на голосование дома. Достаточно внести их в специальную базу, а затем поместить якобы проголосованные ими бюллетени в те переносные ящики, за которыми не хватит глаз следить оппозиционным наблюдателям. Вбрасывать их пачками членам комиссии тоже не придется — речь будет идти о трехдневном голосовании, поэтому подкладывать бюллетени можно будет не торопясь.
Последствия:
На предстоящих выборах в Петербурге будут работать 2 тысячи УИКов (в среднем — по 250 на ГосДумовском округе, по 80 — на ЗакСовском). В каждом УИКе, очень грубо округляя, голосует по 1750 человек. Это 100%. При явке 40% «настоящих избирателей» до участка доберется 700 человек. Кандидат, являющийся фаворитом, в среднем получит не больше 400 голосов. В этом случае 200 дополнительных бюллетеней (28% от общего числа проголосовавших) однозначно будет достаточно, чтобы «скорректировать» результаты голосования в нужном направлении.