Скандально известный в прошлом глава Северного Сергей Романовский подал в суд на снятие с выборов депутата ГосДумы Евгения Марченко. Романовский, не сумев совладать с сайтом федерального парламента, не смог найти информации об авторстве Марченко в нескольких законопроектах, и посчитал, что тот нарушает, упоминая их в своей агитации. За высосанным из пальца поводом для обращения в суд могут скрываться интриги пошедшего вразнос Вячеслава Макарова. Желая снять с выборов Марченко, он готов пожертвовать как минимум четырьмя согласованными ЗакСовскими кандидатами-единороссами, мандаты которых могут уйти «яблочникам».
В четверг, 9 сентября, состоится заседание Горсуда по иску кандидата в ГосДуму по 213-му Северному округу от партии «Гражданская платформа» Сергея Романовского. Будучи техническим кандидатом, он оспаривает регистрацию фаворита в этом округе, действующего депутата ГосДумы от «Единой России» Евгения Марченко.
В своем заявлении Романовский путем очень запутанных и, что важнее, спорных предположений и гипотез выводит формулу, что законопроект подпадает под законодательство об интеллектуальной собственности. И требует суд снять Марченко с выборов на том основании, что он, по мнению Романовского, хотя не имеет отношения к принятию федеральных законов «о тишине» и об увеличении штрафов за загрязнение водоёмов, упоминает обе инициативы в своей агитации.
В логике истца оказалось два существенных недочета. Во-первых, на законопроекты и законы на самом деле не распространяются нормы об авторском праве и защите интеллектуальной собственности. А во-вторых — Марченко является автором их текстов и поправок к ним.
— Документ истца представляет из себя нагромождение юридических понятий и терминов, никак не взаимосвязанных между собой, но при этом приведенных в процессуальную форму искового заявления. Поэтому и отвечать на него нужно профессионально. А это достаточно трудно. Хорошо разговаривать двум профессионалам на одном языке. Но когда вы видите жонглирование научными терминами, отвечать на это нелегко, — вздыхает адвокат Евгения Марченко Владимир Максименко. — В заявлении товарищ представляет ссылки на ресурс Государственной думы — систему обеспечения законодательной деятельности. Но разобраться в ней до конца ему не удалось. Если посмотреть на сведения этой системы внимательно, почитать приложенные документы, то можно найти лист поправок к законопроекту о внесении изменений в КоАП — это закон об увеличении штрафов за загрязнение водоемов. И в большинстве случаев конкретных поправок, которые были приняты, имя Евгения Марченко как раз фигурирует. Что касается «закона о тишине» — законопроекта о внесении изменений в Жилищный кодекс, то Евгений Марченко был в числе не только соавторов инициативы, но и принимал активное участие в работе над подготовкой поправок.
Максименко добавляет, что кроме прочего Евгений Марченко в ГосДуме работает в Комитете по госстроительству и законодательству, в результате чего даже чисто формально имеет отношение ко всем обсуждаемым парламентом законопроектам.
Отметим, напомнивший данным иском о своем существовании Сергей Романовский, как оказалось, способен удивить не только опытных юристов своими цепочками не поддающихся логическому объяснению доводов и несвязанных между собою понятий и терминов, но и политических наблюдателей. Неожиданным выглядит тот факт, что на этот раз он представляет партию «Гражданская платформа», побоища с кандидатами которой устраивал на своих последних муниципальных выборах.
В 2014 году, будучи главой совета МО Северный, Романовский в помещении муниципалитета напал на кандидата от «Гражданской платформы» Марианну Бакан. Сама Бакан, правда, своего обидчика впоследствии простила — с тех пор она успела вступить в «Единую Россию», выйти из нее, а в 2019 году чуть ли не в одной пятерке с Романовским собиралась баллотироваться в Северный от Партии роста. Впрочем, выборы для экс-главы тогда не состоялись — сначала он принес заявление на самовыдвижение, затем — на выдвижение от Партии роста. Однако второй пакет документов был оформлен с ошибками, а по первому он не собрал подписи. С тех пор Романовский и пропал из поля зрения журналистов.
Причины:
В 2019 году карьера Романовского покатилась под откос из-за его скандальной репутации. Свою роль сыграли даже не столько драки с оппозиционными кандидатами, сколько расхищение бюджетных средств руководимого им муниципалитета. Незадолго до выборов 2014 года приговоры по делу о растрате были вынесены всему руководству местной администрации Северного.
В результате как ни старался протащить Романовского в списки ЕдРа на выборах 2019 года его патрон, вице-спикер Анатолий Дроздов, сделать это ему не удалось. Что не помешало Романовскому остаться в «обойме» Дроздова. По протекции которого теперь ему и подыскали роль технического кандидата в 213-м округе, задачей которого является по команде подать жалобу на сильного кандидата.
В данном случае интриги против Евгения Марченко, вероятно, плетет Вячеслав Макаров, одним из ближайших подручных которого все последние годы был Дроздов. Макаров настроен против Марченко из-за его независимости и самостоятельности. В 2011 году Марченко стал жертвой фальсификаций — после переписки протоколов он лишился проходного места в ЗакС. За неделю подсчета голосов с 4-го места в рейтинге кандидатов-единороссов он опустился на первое непроходное место. В 2013 году спикер до самого последнего момента удерживал от сложения полномочий Алексея Тимофеева и Александра Салаева, чтобы ЗакСовский мандат согласно очереди не достался Марченко. А в 2016 году был рад его уходу в ГосДуму, поскольку парламентарий мешал ему насаждать казарменные порядки в петербургском парламенте.
Последствия:
Если за иском против Марченко действительно стоит Вячеслав Макаров, это может свидетельствовать о том, что загнанный в угол спикер теряет способность объективно оценивать предвыборную ситуацию и принимать решения обдуманно и здраво. Дело в том, что Марченко среди всех петербургских ГосДумовских одномандатников, согласно социологическим замерам, обладает самым устойчивым электоральным ядром — собственной, ориентированной персонально на кандидата базой избирателей, твердо намеренных принимать участие в выборах. Более того — также в отличие от единороссов из других округов — его личный рейтинг превышает на округе рейтинг партии. То есть от участия в выборах Евгения Марченко будет зависеть, дойдут ли до участков избиратели, которые готовы проголосовать за «Единую Россию» и ее ЗакСовских кандидатов, но не мотивированы этой идеей.
Между тем участие Марченко принципиально важно для одномандатников по 5-му и 11-му округам Александра Егорова и Валерия Гарнеца, главы Выборгского района. Согласно социологии, им обоим на пятки наступают «яблочники» Юрий Багров и Николай Громов соответственно. Причем если Багров пока отстает от Егорова на 3%, то Громов уже имеет равные с Гарнецом показатели.
Однако кроме одномандатников у «Единой России» здесь есть еще два «согласованных» мандата списочников Сергея Купченко в 5-й терргруппе и Михаила Погорелова в 11-й. Соответственно, и этих мандатов партия власти лишится в случае снятия Марченко — избиратели ЕдРа просто потеряют мотивацию приходить на участки. При этом Егоров, Купченко и Погорелов являются людьми, однозначно аффилированными именно с Макаровым.
Потенциальное лишение Марченко статуса зарегистрированного кандидата также напрямую повлияет на перспективы избрания единороссов Александра Ходоска и Александра Ваймера. Протестно настроенное Парголово, территориально относящееся к Выборгскому району, то есть 213-му округу, входит в состав 10-го ЗакСовского округа. Отпущенное в «свободное плавание», Парголово существенно снизит процент голосов, отданных за «Единую Россию» в 10-м округе, и может помешать избранию обоих действующих единороссов.
Впрочем, этот снежный ком вероятно останется на уровне гипотетических рассуждений, поскольку маловероятно, что суд согласится со спорными аргументами Сергея Романовского и снимет Евгения Марченко с выборов. Тем более, учитывая, что парламентарий с самого начала выборов фигурирует в списках согласованных администрацией президента кандидатов. Которой однозначно не нужна турбулентность в 213 округе за 10 дней до выборов.