Утверждение в третьем чтении петербургского бюджета выявило двух самых независимых от руководства собственных фракций депутатов. Это Михаил Амосов и Ирина Иванова, формально относящиеся к эсерам и коммунистам соответственно. Первый несмотря на поддержку законопроекта фракцией стал единственным депутатом, проголосовавшим против. Вторая, наоборот, вопреки решению коллег поддержала документ, хотя после первого чтения за эту позицию в ее адрес уже звучали призывы о лишении руководящих полномочий.
В среду, 24 ноября, Законодательное собрание утвердило в окончательном третьем чтении проект бюджета Петербурга на 2022 год и последующий плановый период. Голосование в соответствии с последними веяниями Мариинского дворца проводилось в поименном режиме.
Несмотря на то, что парламентариям под предлогом отмены института депутатской поправки впервые за всю историю не было позволено внести в бюджет практически никаких изменений — в самом главном втором чтении ЗакС демонстративно утвердил лишь одну поправку — губернаторскую, — документ имел бешеный успех. «За» — 41 депутат, «против» — 1, воздержались восемь. Оппозиционные фракции поспешили с трибуны заявить о поддержке бюджета, ссылаясь на отмену депутатской поправки как главное его завоевание. В частности, об этом говорил руководитель фракции «Яблоко» Александр Шишлов. Вместе с Борисом Вишневским они все же проголосовали не «за», а воздержались. Однако пояснили, что демонстративно не голосуют «против». «Справедливая Россия», как почти все остальные фракции, голосовала за бюджет. Лишь коммунисты вновь приняли решение воздержаться при голосовании. И вновь это решение нарушила Ирина Иванова.
Скандал, связанный с несоблюдением почти половины ЗакСовских коммунистов решения фракции, разгорелся после первого чтения. Тогда случайно избранный депутатом Алексей Зинчук официальным заявлением на имя руководителя фракции Романа Кононенко потребовал наказать коллег, прежде всего Ирину Иванову, за их поддержку бюджета. Кроме нее тогда «за» голосовали Александр Рассудов и Борис Зверев, хотя на заседании фракции заблаговременно было принято решение воздержаться. Зинчук требовал снять Иванову с должности председателя комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству.
На этот раз почти все коммунисты выполнили партийное решение и при голосовании воздержались. Исключением снова стала Ирина Иванова. Она вновь голосовала «за».
Вторым депутатом, позиция которого пошла вразрез с мнением коллег по фракции, стал Михаил Амосов. После конфликта с «Яблоком» в прошлом созыве, закончившемся его уходом из партии, в этот раз он баллотировался от «Справедливой России» и сумел победить в одномандатном округе. 24 ноября он стал единственным депутатом, проголосовавшим против бюджета. Все его коллеги были «за».
Причины:
Как ранее писали Бездуховности, Ирина Иванова больше тяготеет к Смольному, чем к идеям мировой пролетарской революции. Зная, что за нарушение решения фракции не понесет наказания, а за его выполнение рискует впасть в немилость губернатора, она старается подчеркнуть свою лояльность городской администрации.
В случае с Михаилом Амосовым, наоборот, к Смольному больше тяготеют все остальные депутаты его фракции, нежели он сам. В тот же день он активно критиковал законопроект администрации о продлении на год запрета на очные публичные слушания по вопросам градостроительства, а затем выступил и против бюджета.
Последствия:
Голосование по бюджету демонстрирует, что Смольный в ЗакСе опирается не только на заведомо провластные фракции «Единой России», «Новых людей» и ЛДПР, но и на почти все оппозиционные фракции.