В Петербурге продолжается корректировка нормотворческой базы, которая станет гарантом сохранения нынешнего статус-кво после смены региональных властей. Законодательное собрание приняло губернаторский законопроект об изменении бюджетного процесса. Им при Смольном закрепляется создание некоей Бюджетной комиссии, на основе резолюции которой губернатор будет принимать решения о рекомендации отклонить или поддержать депутатские поправки к бюджету. Необходимость в этой комиссии может возникнуть лишь в двух случаях: либо Александр Бельский готовится торговаться с будущим губернатором за депутатскую поправку, либо Александр Беглов готовится противостоять будущему спикеру, если тот попытается вернуть практику распределения средств между парламентариями через поправку БФК.
В среду, 22 ноября, Законодательное собрание приняло губернаторский законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге». Пресс-служба ЗакСа акцентирует внимание на том, что «документом предлагается в целях сокращения сроков строительства в городе социально значимых объектов изменить порядок выделения бюджетных средств на реализацию Адресной инвестиционной программы». Однако в законопроекте есть гораздо более интересная с конспирологической точки зрения новелла.
Документ существенно меняет механизм рассмотрения депутатами законопроекта о городском бюджете. А именно — вводит в этот процесс Бюджетную комиссию, «состав и порядок работы которой определяется правительством Санкт-Петербурга (при этом в состав Бюджетной комиссии в обязательном порядке включаются представители Законодательного собрания)». Комиссия вступает в дело рассмотрения бюджета перед вторым чтением. Когда Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа соберет все предложенные депутатами поправки и выбракует «не соответствующие требованиям», оставшиеся он направит в эту самую комиссию. «Бюджетная комиссия проводит экспертизу поправок, готовит и направляет рекомендации губернатору Санкт-Петербурга с мотивированным обоснованием возможности принятия либо необходимости отклонения в отношении каждой из указанных поправок. Подготовленное с учетом рекомендаций Бюджетной комиссии заключение губернатора Санкт-Петербурга о поддержанных поправках направляется в Законодательное собрание Санкт-Петербурга».
Причины:
Создание Бюджетной комиссии лишено смысла в нынешних политических реалиях, когда Законодательное собрание в полной мере стало филиалом Смольного. В уходящем году исполнительная и законодательная власти так рьяно старались продемонстрировать, что раз и навсегда искоренили систему «депутатских поправок», благодаря которым системные депутаты имели гарантированное право на распределение нескольких десятков миллионов рублей в год, что дали приказ Бюджетно-финансовому комитету и провластным фракциям вообще не подавать ни одной поправки ко второму чтению бюджета. Свои предложения сформулировали лишь оппозиционные фракции, но все они были отвергнуты.
В условиях такого прочного тандема Смольного и ЗакСа нет никакой надобности в создании дополнительной комиссии, которая что-то будет рекомендовать губернатору. Потому что губернатор в любой момент может позвонить спикеру и попросить, чтобы к бюджету вообще не подавали поправок или задиктовать, какие из поправок, поданных депутатами, должны быть приняты, а какие нет.
Однако образовавшийся союз двух ветвей власти, по всей видимости, не вечен. И лучше всего его бренность осознают сами руководители этих ветвей. Ожидается, что либо ЗакС выйдет из-под абсолютного контроля Смольного, либо изменится сам Смольный. То есть, уйдут либо спикер, либо губернатор.
В ноябре, когда ЗакС рассматривал поправки в Устав Петербурга, Бездуховности уже обращали внимание на некоторые странности этого документа. Во-первых, от спикера городского парламента к его заместителю перешли все хозяйственные полномочия: «председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе передавать распоряжение средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга на содержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместителю (заместителям) Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Но самым любопытным изменением Устава стала подготовка к длительному периоду, на протяжении которого Законодательное собрание будет работать без избранного председателя. «Председатель Законодательного Собрания распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга на содержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (в период до избрания Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга указанное полномочие осуществляет лицо, уполномоченное Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)».
Последствия:
Бюджетная комиссия при правительстве города может быть полезна как Александру Беглову, так и Александру Бельскому — в зависимости от того, кто из них готовится первым оставить свою должность. После того, как новый созыв ЗакСа демонстративно отказался от практики «депутатских поправок», интересы наиболее привилегированных парламентариев могли быть соблюдены лишь за счет внесения в проект бюджета еще на этапе его формирования в Комитете финансов. Александру Бельскому договориться об этом с администрацией Александра Беглова не составило бы труда. Однако ситуация может измениться, если городское правительство возглавит новый градоначальник — нынешнего уровня взаимопонимания им будет уже не достичь. При этом и коллективной поправки и поправки БФК в том виде, в котором она существовала при Вадиме Тюльпанове и Вячеславе Макарове, в Законодательном собрании уже никогда не будет. В такой гипотетической ситуации Бельскому и может понадобиться инструмент давления на губернатора через Бюджетную комиссию, в состав которой в обязательном порядке должны входить депутаты, и к рекомендациям которой должен будет прислушиваться будущий градоначальник.
С другой стороны, Бюджетная комиссия может пригодиться и Александру Беглову, если первым уйдет не он, а Бельский. В таком случае новый спикер — опять же, не имеющий таких подходов к Комитету финансов, какие есть у Бельского — может попытаться «силой» продавить в бюджет отдельные депутатские поправки. И решение Бюджетной комиссии о нецелесообразности принятия этих поправок станет дополнительным политическим инструментов в руках Смольного.