Бездуховности

Необходимостью борьбы с популистскими поправками к законопроектам о бюджете Петербурга объяснил спикер ЗакСа Александр Бельский создание Бюджетной комиссии. В составе чиновников и депутатов она будет состоять при правительстве города. Релиз с объяснениями Бельского пресс-служба Мариинского дворца распространила в пятницу — на следующий день после того, как Бездуховности предположили, что реальная роль комиссии будет в удержании нынешней политической ситуации после смены либо губернатора, либо спикера. При этом спикер, рассказывая о преимуществах фактического ограничения парламента в своих правах, лишь подтвердил догадки о скорой смене власти. Бельский открыто заявил, что ЗакС отныне не будет рассматривать поправки депутатов, которые не поддержат Бюджетная комиссия и губернатор. Следовательно, в Смольном опасаются, что, если не «зарубят» неугодные им предложения депутатов на комиссии, где у чиновников имеется блокирующий пакет голосов, то уже не смогут заблокировать их непосредственно в ЗакСе. Где, следуя этой логике, у Смольного не будет большинства голосов.

В пятницу, 24 декабря, губернатор Александр Беглов подписал закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге». Депутаты утвердили его двумя днями ранее, 22 декабря. Тогда же Бездуховности обратили внимание на создание на первый взгляд бессмысленной с точки зрения нынешнего политического устройства в городе бюджетной комиссии. По новому закону она должна быть сформирована при Смольном, в нее войдут чиновники с депутатами, и вместе они будут рекомендовать губернатору, какие поправки ко второму чтению бюджета отклонить, а какие поддержать. В условиях, когда ЗакС превратился в филиал городского правительства и ради красивых сценариев без всяких дополнительных органов способен обеспечить абсолютную безынициативность парламентариев при подаче поправок, создание такой комиссии лишено смысла. А потому Бездуховности предположили, что новый закон написан не под нынешнюю политическую систему, а под предстоящую — когда своей должности лишится либо Беглов, либо Бельский. Последний через пресс-службу ЗакСа поспешил опровергнуть эту версию.

«…Сохраняя неотъемлемое право депутатов на внесение поправок ко второму чтению законопроекта о бюджете города, принятый закон выстраивает систему защиты от популизма, — утверждает Александр Бельский. — Все предложения о расходных обязательствах городской казны должны быть согласованы в ходе «нулевых чтений» с тем, чтобы на рассмотрение Законодательного Собрания вносился действительно выверенный документ. Во втором чтении имеет смысл корректировать только те статьи, финансовое обеспечение которых может изменяться в динамике. Эта система была многократно отработана депутатами предыдущих созывов и показала отличный результат. Консенсус, найденный в ходе обстоятельной дискуссии между законодательной и исполнительной властью, всегда более полезен для города, чем яркий, но плохо подготовленный финансовый «сюрприз», вынесенный непосредственно на пленарное заседание. Именно для этого будет создана Бюджетная комиссия, куда войдут по четыре представителя от петербургского парламента и городского правительства. Она займется экспертизой поправок, которые все-таки будут поданы ко второму чтению законопроекта о бюджете и найдут поддержку бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания. Итогом этого обсуждения станут рекомендации для губернатора».

Спикер Законодательного собрания также заявил, что руководимый им парламент во втором чтении будет рассматривать лишь те поправки, которые одобрит губернатор. Очевидно, по предварительному одобрению Бюджетной комиссии: «В ходе второго чтения бюджета парламент примет к рассмотрению только те поправки, которые получат одобрение главы исполнительной власти. Такая многоступенчатая система экспертизы и согласований, конечно, сделает бюджетный процесс менее зрелищным, зато более понятным и эффективным. Перед нами сейчас поставлены по-настоящему серьезные задачи прорывного развития экономики и практически всех отраслей городского хозяйства. Для того, чтобы полностью реализовать задуманное, нужно четко синхронизировать работу законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга. Когда речь идет об интересах петербуржцев, политические амбиции должны уступить место амбициям деловым».

Причины: 

Создание Бюджетной комиссии, как ранее писали Бездуховности, лишено смысла в нынешних политических реалиях, когда Законодательное собрание полностью подконтрольно Смольному. В уходящем году исполнительная и законодательная власти так рьяно старались продемонстрировать, что раз и навсегда искоренили систему «депутатских поправок», благодаря которым системные депутаты имели гарантированное право на распределение нескольких десятков миллионов рублей в год, что дали приказ Бюджетно-финансовому комитету и провластным фракциям вообще не подавать ни одной поправки ко второму чтению бюджета. Свои предложения сформулировали лишь оппозиционные фракции, но все они были отвергнуты.

В условиях такого прочного тандема Смольного и ЗакСа нет никакой надобности в создании дополнительной комиссии, которая что-то будет рекомендовать губернатору. Потому что губернатор в любой момент может позвонить спикеру и попросить, чтобы к бюджету вообще не подавали поправок или задиктовать, какие из поправок, поданных депутатами, должны быть приняты, а какие нет.

Однако образовавшийся союз двух ветвей власти, по всей видимости, не вечен. И лучше всего его бренность осознают сами руководители этих ветвей. Ожидается, что либо ЗакС выйдет из-под абсолютного контроля Смольного, либо изменится сам Смольный. То есть, уйдут либо спикер, либо губернатор.

В ноябре, когда ЗакС рассматривал поправки в Устав Петербурга, Бездуховности уже обращали внимание на некоторые странности этого документа. Во-первых, от спикера городского парламента к его заместителю перешли все хозяйственные полномочия: «председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе передавать распоряжение средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга на содержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместителю (заместителям) Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Но самым любопытным изменением Устава стала подготовка к длительному периоду, на протяжении которого Законодательное собрание будет работать без избранного председателя. «Председатель Законодательного Собрания распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга на содержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (в период до избрания Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга указанное полномочие осуществляет лицо, уполномоченное Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)». 

Последствия:

Бюджетная комиссия при правительстве города может быть полезна как Александру Беглову, так и Александру Бельскому — в зависимости от того, кто из них готовится первым оставить свою должность. После того, как новый созыв ЗакСа демонстративно отказался от практики «депутатских поправок», интересы наиболее привилегированных парламентариев могли быть соблюдены лишь за счет внесения в проект бюджета еще на этапе его формирования в Комитете финансов. Александру Бельскому договориться об этом с администрацией Александра Беглова не составило бы труда. Однако ситуация может измениться, если городское правительство возглавит новый градоначальник — нынешнего уровня взаимопонимания им будет уже не достичь. При этом и коллективной поправки и поправки БФК в том виде, в котором она существовала при Вадиме Тюльпанове и Вячеславе Макарове, в Законодательном собрании уже никогда не будет. В такой гипотетической ситуации Бельскому и может понадобиться инструмент давления на губернатора через Бюджетную комиссию, в состав которой в обязательном порядке должны входить депутаты, и к рекомендациям которой должен будет прислушиваться будущий градоначальник.

С другой стороны, Бюджетная комиссия может пригодиться и Александру Беглову, если первым уйдет не он, а Бельский. В таком случае новый спикер — опять же, не имеющий таких подходов к Комитету финансов, какие есть у Бельского — может попытаться «силой» продавить в бюджет отдельные депутатские поправки. И решение Бюджетной комиссии о нецелесообразности принятия этих поправок станет дополнительным политическим инструментов в руках Смольного. На это особенно указывает тот факт, что отныне ЗакС во втором чтении не будет даже формально рассматривать поправки, не поддержанные губернатором. То есть в Смольном готовятся к тому, что их сил хватит только на контроль Бюджетной комиссии, в которой у чиновников сразу будет блокирующий пакет голосов. Но вот большинства в ЗакСе у губернатора не будет. 

MegaSmi