Председатель КГИОПа Сергей Макаров продолжает свой крестовый поход против градозащитников. Юридическое образование не помогает ему одерживать в судах честные победы над защитниками памятников. А потому — возможно, по причине заранее взятых на себя обязательств перед застройщиками — в комитете могли на поток поставить мошенническую схему «просуживания» нужных решений с помощью подставных истцов. Год назад в КГИОПе в интересах балетмейстера Бориса Эйфмана пытались обеспечить снос памятника эпохи модерн Дом Басевича. Теперь Макаров лично с помощью «подсадных уток» бьется за снос памятника советского неоклассицизма — здания ВНИИБ.
На прошлой неделе на сайте Третьего кассационного суда появилась информация об оспаривании очередного решения об отмене решения Комитета по охране памятников, в котором он отказывается признавать памятником Всесоюзный НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Уже полтора года жители Площади Мужества и активисты в судах и непосредственно под стенами здания ведут борьбу за его спасение. С осени 2020 года каждую субботу они собираются на народный сход у ВНИИБа. Зачастую приходится оперативно отражать попытки компании-застройщика ФСК незаконно произвести работы, являющиеся подготовительными к сносу.
Кроме того, в 2019 и 2020 годах жители с активистами подавали заявления на выявление ВНИИБа в качестве объекта культурного наследия (ОКН). Среди авторов второго заявления — известные эксперты по архитектуре Маргарита Штиглиц и Михаил Мильчик, председатель ВООПИиК Александр Марголис, депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Оба раза КГИОП отказывал в наделении статуса памятником, и оба раза жители оспаривали это решение. Вот только во второй раз, уже в ходе судебного процесса, выяснилось, что раньше «настоящих» градозащитников отказ успел оспорить некий Виталий Михайлов, ни разу не обозначавшийся среди защитников здания. Ко всеобщему удивлению, Михайлов выиграл суды первой и второй инстанций. Это стало причиной прекращения рассмотрения судом заведомо выигрышного оспаривания второго отказа КГИОПа.
На прошлой неделе стало известно, что председатель КГИОПа Сергей Макаров лично обжаловал в Третий кассационный суд вступившее в силу по заявлению Михайлова решение об отказе комитета.
Третий кассационный суд — особенный для чиновника Макарова. Именно здесь ему удается отменять решения, по искам местных жителей и активистов в ходе многомесячных судебных разбирательств выносимые в их пользу. Чиновники КГИОПа, выдавая дореволюционные здания за советские, закрывая глаза на откровенно поддельные документы о датах постройки или о факте формирования историческими зданиями уличного фронта, с треском проигрывают «настоящие» судебные процессы, но не унывают. Потому что их шеф Сергей Макаров затем подписывает кассационную жалобу, она неизменно уходит в Третий кассационный суд, и за одно заседание карета превращается в тыкву, а «настоящие» решения судов двух инстанций отменяются.
Раньше градозащитников хотя бы пускали на это одно-единственное кассационное заседание, как это было с иском по зданию Медсанчасти на улице Одоевского — многомесячные судебные тяжбы, установившие правоту градозащитников и вернувшие зданию статус памятника, разом оказались перечеркнуты по заявлению Макарова. Теперь же в случае с ВНИИБом жителей даже не пустят в зал суда. Скорее всего, таинственный Виталий Михайлов, судя по всему, являющийся не более чем ширмой Сергея Макарова, не явится на заседание, не станет возражать на доводы «оппонентов» и намеренно проиграет процесс, лишив здание ВНИИБа охранного статуса.
Причины:
Для КГИОПа и аффилированных с ним застройщиков не впервой использовать практику «просуживания» нужных им решений, открывающих дорогу для сноса памятников. Так, в январе 2021 года стало известно, что, используя подставного истца, чиновники просудили решение об аварийности Дома Басевича — памятника эпохи модерн на Большой Пушкарской улице. Уже несколько лет путем поджогов и подложных экспертиз возможности сноса всех 6 корпусов огромного доходного дома добивается Академия танца Бориса Эйфмана. Однако в 2020-м, когда о планах полного разрушения впервые было объявлено официально, градозащитники собрали более 300 тысяч рублей на независимую экспертизу, подтвердившую, что здание полностью ремонтопригодно. Чтобы обойти препятствие в виде этой экспертизы, в КГИОПе был найден фейковый «градозащитник», который подал иск, якобы имевший целью оспорить подложные комитетские документы об аварийности здания. И сделал все, чтобы намеренно его проиграть. Факт аффилированности КГИОПа с данным гражданином тогда подтверждался тем, что истец в своем заявлении использовал документы, которые в нарушение закона намеренно были скрыты чиновниками и официально не опубликованы. Об их наличии стало известно, лишь когда появились новости о том, что дело, в ходе которого истец даже не появлялся на заседаниях и не сделал ничего, чтобы доказать свою правоту, проиграно.
Последствия:
Застройщик делает все, чтобы в кратчайшие сроки снести задние ВНИИБа. Так, в понедельник, 7 февраля, стало известно, что ГАТИ выдала ордер на установку временных опор для электроснабжения на газоне напротив ВНИИБа. Попытка сноса может быть осуществлена сразу же после того, как Макаров выиграет очередной «договорняк» в кассационной инстанции.
Не исключено, что ФСК спешит разрушить памятник до сентября. В последнее время многие эксперты склоняются к мнению, что не позднее осени в Петербурге появится новый врио губернатора вместо откровенно не справляющегося с городским хозяйством и попустительствующего травле КГИОПом градозащитников Александра Беглова. Новый руководитель может одним из первых политических решений прекратить катастрофическую ситуацию с планомерным уничтожением целых исторических кварталов под высотки жилищных комплексов или технически «сырые» инвестпроекты. В таком случае, первым на улицу — в лучшем для себя случае — отправится Сергей Макаров, останавливаться более на репутации которого бессмысленно. Чувствуя возможную скорую смену городской политики, коррумпированные строительным бизнесом чиновники могут пытаться наломать побольше исторических домов до своей отставки.