Бездуховности

Госстройнадзор предоставил Борису Вишневскому разрешительную документацию, на основе которой компания «Максидом» ведет уничтожение Васильевского винного городка, 3 года назад по ее же «заказу» снятого с охраны. Анализ опубликованных документов позволяет утверждать, что в части оценки состояния здания они были сфальсифицированы таким образом, чтобы заказчик смог оправдать снос 200-летнего памятника архитектуры. В действительности находившегося в удовлетворительном состоянии. По факту вскрывшихся преступлений градозащитное сообщество анонсировало экстренное обращение на имя губернатора. 

В понедельник, 14 марта, депутат Законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский опубликовал документы, полученные из Госстройнадзора и КГИОПа на свои запросы относительно незаконного сноса Васильевского винного городка. «От бывшего выявленного объекта культурного наследия («Винный городок», Уральская ул., 1, лит. Ж) сохраняется три фрагмента: два торцевых и центральный фрагмент лицевого фасада (в целом демонтируется примерно 40 процентов лицевого фасада). Дворовый фасад сносится полностью. Также разбираются внутренние конструкции», — констатировал Вишневский.

12 февраля компания-собственник «Максидом» начала снос здания, построенного еще в 1806 году, с применением тяжелой техники: экскаваторов и манипулятора. Спустя месяц протестов жителей и градозащитников органы исполнительной власти, наконец, предоставили документы, на основе которых ведется снос. В том числе, заключение КГИОП и разрешение на строительство. Их анализ позволяет утверждать, что документы были сфальсифицированы и «подогнаны» под нужный «Максидому» вывод — о возможности сноса в действительности вовсе не аварийного, а «ограниченно-работоспособного» здания.

«В разных частях проекта и экспертизы на проект мы видим совершенно разные формулировки относительно одних и тех же конструкций. Где-то о них идет речь как об ограниченно-работоспособных, в другом месте уже — как об аварийных, — объясняет Бездуховностям заместитель председателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов, — и это все абсолютно не бьется между собой. Про одни и те же конструкции говорится либо с точностью до наоборот, либо в отношении них используются какие-то промежуточные формулировки. То есть сначала было одно, потом начали править на другое, в третьем месте поправить забыли и осталось первоначальное… Такое впечатление, что формулировки подгонялись под нужный результат». 

Ответственность за фальсификацию в таком случае ложится на исполнителя и заказчика проектной документации, на основе которой в итоге были выданы разрешительные документы, а также на КГИОП, который выдавал положительное заключение и должен был отследить факты подлога.

«Мы видим тот проект, который поступал в Стройнадзор. В КГИОП еще раньше поступал эскизный проект. КГИОП должен был во всем этом разобраться и вынести проект на обсуждение рабочей группы (так называемой «сносной комиссии» — прим. ред.), которая именно для этого и создана. Это обязательное требование закона. Однако оно выполнено не было», — говорит Кононов.

По словам зампреда ВООПИиКа, судя по всему, изначально техническое заключение было выполнено объективно и содержало сведения о ремонтопригодности здания. Однако такие выводы не устроили собственника, поставившего себе задачу «легализовать» снос.

«Проектировщики, нанятые собственником, должны были опираться на техническое заключение. Его мы не видим. Но видим его отражение в проектной документации. Можно сделать вывод, что в отдельных местах проектной документации мы видим более раннюю, еще не правленную версию, которая не вела речи об аварийных конструкциях. В ней говорилось об ограниченно-работоспособном состоянии конструкций. А потом уже началась с этим какая-то «работа», потому что разбирать можно только аварийные конструкции, а этот вариант очевидно не устраивал заказчика», — резюмирует Александр Кононов.

Причины:

Скандал вокруг незаконного сноса Винного городка не утихает второй месяц. На прошлой неделе запросы с требованием допустить на объект независимых экспертов и прекратить варварское разрушение губернатору Александру Беглову и председателю КГИОП Сергею Макарову направили депутаты ЗакСа от «Единой России» Андрей Рябоконь и ЛДПР Андрей Малков.

Снос Винного городка выглядит особо циничным, учитывая, что с 2020 года «Максидом» (в частности, Мария Евневич, дочь миллиардера и основателя «Максидома» Александра Евневича, являющаяся идеологом проекта создания общественно-делового пространства на этой территории) публично заявлял, что сохранит и отреставрирует здание. Ранее, в 2019 году, на основе экспертизы, ангажированной «Максидомом», КГИОП снял Винный городок с охраны, лишив статуса памятника архитектуры. 

Уничтожение 200-летнего здания вызвало большой резонанс в соцсетях и средствах массовой информации. Жители и активисты проводили пикеты с призывом объявить бойкот «Максидому», если он не прекратит снос. Эту позицию поддержали градозащитные организации Петербурга.

Последствия:

Борис Вишневский сообщает, что градозащитники готовят экстренное обращение к губернатору Александру Беглову. Градоначальник должен отменить заключение КГИОП и обязать рассмотреть вопрос на рабочей группе комитета.

MegaSmi