Председатель КСП Константин Желудков, некогда тесно связанный с Вячеславом Макаровым, полностью ушел под контроль Смольного с Александром Бельским. Такой вывод можно сделать из новой редакции регламента работы ЗакСа, существенно смягченной по отношению к КСП. Если раньше БФК в обязательном порядке должен был рассматривать отчеты палаты о проведенных проверках, теперь эта норма упраздняется.
В среду, 16 марта, как еще в феврале предупреждали Бездуховности, депутаты примут в целом постановление «об образовании органов Законодательного Собрания…». Количество постоянных парламентских комиссий увеличится с 7 до 10. Новые комиссии возглавят: по транспорту — единоросс Алексей Цивилев; по молодежной политике, общественным организациям и цифровизации — представитель ЛДПР Андрей Малков. Комиссия Валерия Гарнеца будет разделена на две, тоже постоянных. Он останется председателем комиссии по градостроительству и имущественным вопросам. А вопросы городского хозяйства отойдут комиссии, которую возглавит Александр Ходосок, сейчас руководящий комиссией по экологии и природопользованию. В свою очередь, единоросс Алексей Макаров станет председателем комиссии по экологии.
Однако это не единственные изменения, которые готовятся утвердить депутаты. Также они примут постановление «О внесении изменений в отдельные постановления Законодательного собрания». Следствием этого, в частности, станет отмена обязательного рассмотрения на заседаниях Бюджетно-финансового комитета результатов проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой. Обязательное требование о предоставлении в ЗакС результатов этих проверок будет сохранено.
Причины:
С 2007 года Контрольно-счетной палатой руководил экс-депутат Вадим Лопатников. В 2020 году эту должность — неожиданно для самого Лопатникова — депутаты передали Константину Желудкову, до 2011 года — главе Петроградского района, с 2012-го — аудитору палаты. Вячеслав Макаров возглавил Законодательное собрание в 2011 году. Довольно быстро он подмял под себя КСП: и Лопатников, и Желудков были полностью аффилированы с ним и постоянно становились его оружием в борьбе со Смольным.
Все эти годы норма об обязательном рассмотрении членами БФК результатов проверок КСП — своеобразный инструмент давления парламентариев на аудиторов — существовала в регламенте Законодательного собрания, однако не применялась ввиду дружественности палаты. Между тем в случае неудовлетворительности результатов проверки депутаты по закону могли инициировать отставку провинившегося аудитора.
Теперь, когда Законодательное собрание подконтрольно просмольнинскому — при этом имеющему амбиции на собственную политическую игру — Александру Бельскому, можно было предположить, что спикер будет активнее пользоваться механизмами контроля палаты, руководимой долгие годы служившим Макарову Константином Желудковым. Вместо этого по инициативе Бельского контроль над КСП, наоборот, ослабевает. За КСП сохраняется обязанность отправлять отчеты о проведенных проверках в ЗакС, но теперь уже только спикер, а не члены БФК, как раньше, сможет инициировать публичное обсуждение и оценку со стороны депутатов этих отчетов.
Последствия:
Концентрация властных механизмов, в данном случае контрольных функций, в собственных руках характерна для Александра Бельского. Он стремится усилить собственную вертикаль власти. При этом в данном случае отстранение от процесса проверки БФК — также безусловно подконтрольной Бельскому — может свидетельствовать о тенденции ослабления гипотетически возможного давления на палату. А это, вероятно, означает что Бельский с Желудковым пришли к взаимопониманию, и теперь руководство КСП будет подчиняться новому спикеру.