Архангельск, Великий Новгород, Тихвин, Москва, Петербург. Свыше 50 домов в этих городах приняли участие в марафоне «Я/Мы Дом Басевича». Это доходные дома, особняки, дачи и театры. Дома, построенные в XVIII и XIX веках, конструктивистские и позднесоветские дома. Аварийные дома, изувеченные памятники, в последний момент вырванные из лап застройщиков, брошенные и пустующие дома, жилые дома, отреставрированные дома. Все эти дома участвуют в марафоне «Я/Мы Дом Басевича». Все эти дома разделяют лозунг: «Если вы снесете Дом Басевича, вы убьете меня!».
С 13 по 23 августа в России проходил марафон «Я/Мы Дом Басевича». Акция имела целью привлечь внимание к гибнущему доходному дому на Большой Пушкарской ул., 7, который приговорен к практически полному сносу исключительно злой волей балетмейстера Бориса Эйфмана. Прочное историческое здание на протяжении нескольких лет намеренно выжигали постоянными поджогами, чтобы добиться возможности его сноса под предлогом аварийности. Несмотря на пожары стены здания сохранили работоспособность и ремонтопригодны. Тем не менее, Смольный в угоду Эйфману согласовал полный — за исключением половины фасадной стены — снос здания. Тендер на демонтаж уже объявлен. Петербург и другие города категорически против уничтожения уникального памятника эпохи модерн!
Причины:
Дом Басевича — одна из самых тревожных точек на градозащитной карте Петербурга. Это огромный доходный дом, построенный в 1912 году в стиле модерн на Большой Пушкарской ул., 7 инженером-технологом Иссахаром Исааковичем Басевичем и архитектором Алексеем Ивановичем Зазерским. Еще в 2015 году здесь должен был начаться ремонт по программе «Молодежи — доступное жилье». Уже 7 лет как здание было бы отремонтировано, в нем жили бы люди.
«Но злой рок швырнул его в объятия смерти. Здание передали театру Бориса Эйфмана, разрушителя Петроградской стороны. Новый владелец без стеснения заявил, что на этом месте ему нужен новый дом, существующий будет снесен. В Доме Басевича начались страшные пожары. По видеокамерам жители фиксировали, как перед каждым неизвестные заносили канистры с бензином, затем из одной и той же машины наблюдали, что здание достаточно разгорелось, и только после этого уезжали. Однако полиция отказалась расследовать преступления», — отмечают в «Живом городе».
Та же судьба, что и Дому Басевича, уготована соседнему детскому саду с собственным сквером на Большой Пушкарской, 9: все деревья будут вырублены, всю территорию сквера займет бетонная коробка апартаментов Эйфмана. Тендер на снос зданий уже объявлен.
Последствия:
Шанс для Дома Басевича спастись — это найти защиту в Следственном комитете у Александра Бастрыкина. Фактически сейчас он стал единственным, на кого градозащитники могут надеяться в вопросе спасения уникального памятника модерна, приговоренного к сносу Смольным.