Следственный комитет радикально расширил географию своей градозащитной работы в Санкт-Петербурге. Одним днем Александр Бастрыкин поручил начать проверки по подготовке к сносам исторических объектов в Невском, Фрунзенском, Центральном районах. А также повторно возбудил уголовное дело по факту уничтожения Дома Салтыковой, закрыть которое попытался генпрокурор Игорь Краснов.
В среду, 28 сентября, пресс-служба Следственного комитета сообщила о нескольких ключевых для целого ряда исторических объектов решений, принятых председателем Александром Бастрыкиным.
Во-первых, доследственные проверки начаты по факту попытки сноса Фарфоровского моста (Цимбалинского путепровода) и Фарфоровского поста. Первый — последний в Петербурге многоарочный дореволюционный путепровод. Второй — комплекс дореволюционных краснокирпичных и деревянных зданий. И мост, и пост находятся у станции Фарфоровская на стыке Невского и Фрунзенского районов. Обоим объектам угрожает опасность в связи с планами (ввиду внешнеполитической ситуации, видимо, уже неактуальными) РЖД построить новую скоростную железную дорогу Петербург-Москва. Из-за нее планируется снести почти все дома Фарфоровского поста, уничтожить Фарфоровский мост. При этом документация на снос последнего уже готовится в Смольном.
Местные жители и активисты сопротивляются намерениям Смольного и РЖД уничтожить это уникальное место (несмотря на то, что оно находится у железной дороги, а соседняя застройка — современные многоэтажки, само оно имеет уникальные атмосферу и шарм). В защиту моста и поста проводятся велопробеги (разработана концепция сохранения путепровода и включения его в состав нового веломаршрута от Невы до метро Бухарестская), пленэры, благотворительные аукционы картин. В прошлом году КГИОП неправомерно отказал в заявке на выявление путепровода в качестве объекта культурного наследия. С данной инициативой выступил, в том числе, аттестованный Минкультом эксперт Михаил Мильчик.
Также по поручению Александра Бастрыкина инициирована доследственная проверка по факту сноса исторических зданий на пр. Бакунина, 33. Там уже несколько лет за сохранение старинной, незаконно «омоложенной» застройки борются местные жители и активисты движения «Центральный район за комфортную среду обитания». На данный момент ими проиграны суды первой и второй инстанций. Причем решения вынесены на основании сфальсифицированной судебной экспертизы.
Однако наиболее остро сегодня же прозвучало заявление Следственного комитета по Дому Салтыковой на Большой Морской, 51 — незаконно частично снесенному объекту культурного наследия, заказчиков разрушения которого задерживать в августе выезжал лично Александр Бастрыкин. Пресс-служба комитета сообщила, что генпрокурор Игорь Краснов закрыл уголовное дело, возбужденное тогда по факту сноса. Александр Бастрыкин незамедлительно возбудил его повторно.
«…По поручению главы ведомства Александра Ивановича Бастрыкина в августе 2022 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 243 УК РФ (по факту сноса флигелей «Особняка Е.П. Салтыковой» 1845 года постройки, являющегося объектом культурного наследия — прим. ред).
По данным следствия, несмотря на наличие общедоступных данных о включении «Особняка Е.П. Салтыковой», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 51, литера А, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с 23 июня 2017 года по 24 августа 2022 года был произведен частичный демонтаж, разрушение и изъятие элементов здания, являющихся предметом охраны. В результате этих действий были уничтожены элементы в лицевом корпусе строения, расположенном по Большой Морской улице, в том числе штукатурный слой и декоративные элементы фасадной части, а также детали внутреннего убранства помещений… Разрешений на демонтаж, разрушение и изъятие указанных уничтоженных элементов, находящихся в лицевом корпусе «Особняка Е.П. Салтыковой», получено не было.
Полученные данные послужили поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. В рамках предварительного следствия планировалось детально и объективно установить обстоятельства произошедшего в целях исключения дальнейших противоправных действий в отношении объектов культурного наследия, а также дать правовую оценку действиям причастных к этому лиц. Однако постановление следователя было отменено надзорным ведомством, не усмотревшим достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Выводы первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкина поддержаны Генеральным прокурором Российской Федерации И.В. Красновым, которым в удовлетворении жалобы следователя отказано.
Вместе с тем, с учетом исторической ценности и культурной значимости объекта, степени важности сохранения национального наследия для будущих поколений, по поручению Председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина следствием повторно принято решение о возбуждении уголовного дела.
Позиция ведомства о том, что подобные факты подлежат расследованию и даче правовой оценки, неизменна», — констатировали в Следственном комитете.
Причины:
Александр Бастрыкин наиболее последовательно и методично из вех представителей власти стоит на позициях сохранения культурно-исторического наследия Петербурга, его исторических зданий и памятников архитектуры, неправомерно выводимых из-под охраны закона и сносимых ОПГ чиновников и застройщиков. На прошлой неделе обвинения в превышении должностных полномочий, повлекшем причинением тяжких последствий (ст 286, ч. 3, В УК РФ), были официально предъявлены председателю Комитета по охране памятников Сергею Макарову.
Также на прошлой неделе после пресс-конференции в Градозащитном пресс-центре Александр Бастрыкин поручил начать проверку по обращениям жителей Нарвской заставы, в подавляющем большинстве не желающих соглашаться на условия реновации и сноса своих 2-3-х этажных коттеджей 40-х годов постройки.
Последствия:
Следственный комитет в лице председателя посылает четкий и недвусмысленный сигнал: несмотря ни на что вокруг, на противодействие со стороны Смольного и прокуратуры, он не отступится от взятого курса на установление торжества закона в части охраны культурно-исторического наследия Петербурга. Усиление противодействия следствию в данной ситуации может спровоцировать лишь более стремительное расширение скамьи обвиняемых.