КГИОП продолжает добиваться возбуждения уголовных дел на собственников Дачи Шауба Павла Матвеева и Дачи Мюзера ООО «СК Карат». По их вине до аварийности оказались доведены указанные объекты культурного наследия. Изымать здания, на чем настаивают градозащитники, КГИОП тем не менее не хочет.
В среду, 11 января, Комитет по охране памятников сообщил, что полиция в третий раз отказала в возбуждении уголовного дела по 243 ст. УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. Речь идет о недобросовестном собственнике памятника архитектуры «Дача Г.-В. Мюзера» в Зеленогорске ООО «СК Карат». По его вине здание, находящееся в собственности более 10 лет, оказалось доведено до аварийности. Из раза в раз в возбуждении уголовного дела отказывает ОМВД по Курортному району. «Из постановлений следует, что у собственника имелись объективные причины, не позволявшие выполнить работы по сохранению памятника, а именно: распространение новой коронавирусной инфекции» и другие, констатируют чиновники. В последний раз полиция вынесла отказ в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество). При чем здесь мошенничество, если заявление подавалось по 243-й статье, в КГИОПе не поняли.
Пока КГИОП тщетно пытается добиться возбуждения дела, собственник пытается согласовать проведение противоаварийных работ «методом разрушения с использованием экскаватора».
«В декабре 2022 года в КГИОП представлена разработанная ООО «Пирон» документация на проведение противоаварийных работ, фактически подразумевающая демонтаж дачи. Рабочая документация возвращена с многочисленными замечаниями: в том числе даны разъяснения, что основными видами противоаварийных работ на памятнике деревянного зодчества являются: усиление конструкций; разгрузка конструкций; временное крепление конструкций. Таким образом, работы по демонтажу крыши, стен, оконных и дверных заполнений, деталей, каминов, разборке конструкций здания методом разрушения с использованием экскаватора, представленные в рабочей документации, не являются работами по сохранению объекта и являются недопустимыми», — констатируют в КГИОПе.
Аналогичным образом развиваются события с другим объектом культурного наследия — Дачей Шауба в Лахте. Уже 6-й год ее собственник Матвеев Павел Александрович уклоняется от своей обязанности выполнить противоаварийные, а затем и реставрационные работы. Здание он намеренно доводит до аварийности, чтобы получить право его сноса, а затем воссоздания. Но только не на своем историческим месте по центру современного земельного участка на Лахтинском пр., а с перемещением новодела вплотную к дороге — так, чтобы за ним можно было впихнуть ангар торгового комплекса. Прошлым летом радужными перспективами использования земли после уничтожения памятника архитектуры Матвеев щедро делился с журналистами, звонившими ему под видом покупателей — недвижимость он хотел продать за 60 млн рублей.
12 сентября 2022 года Приморский районный суд удовлетворил требования КГИОПа о проведении в течение 8 месяцев противоаварийных работ, в течение 36 — реставрационных. Однако по прошествии 4 месяцев мотивированное решение даже не изготовлено судом. А после того, как это случится, Матвеев будет его обжаловать, что неминуемо затянет процесс до тех пор, пока здание окончательно не рухнет. Что, возможно, будет на руку не только Матвееву, но и КГИОПу — на сговор с председателем Сергеем Макаровым нерадивый собственник открыто намекал полгода назад.
Как следует из ответа городской прокуратуры на запрос уполномоченного по правам человека Светланы Агапитовой, с лета 2021 года КГИОП пытается добиться привлечения собственника Дачи Шауба к ответственности по факту причинения вреда объекту культурного наследия. Очевидно, что речь идет о той самой 243-й статье УК РФ. «Органом дознания по материалу проверки неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, последний раз 10.11.2022. Изучением материала установлено, что данное процессуальное решение принято незаконно и необоснованно, без проведения необходимых проверочных мероприятий, в связи с чем 16.11.2022 отменено прокуратурой», — говорится в ответе на имя Агапитовой.
На имя начальника УМВД Приморского района прокуратура в связи с изложенным, в связи с «нарушением разумного срока уголовного судопроизводства» и пр. вынесла представление.
Причины:
Летом 2022 года петербургские градозащитники развернули общественную кампанию с требованием изъятия обоих объектов культурного наследия у собственников. Такая процедура предусмотрена законодательством, однако — за исключением единственного случая — не применяется петербургским КГИОПом. Председатель комитета Сергей Макаров утверждает, что не хочет финансировать террористов культурного наследия, выплачивая завышенную стоимость за намеренно доведенные ими до аварийности памятники. В действительности закон предусматривает продажу объектов с торгов именно по остаточной стоимости, подразумевающей последующие расходы именно на реставрацию, как того требует закон, а не на снос. При этом закон также предусматривает продажу объектов недвижимости без земельных участков. Которые впоследствии будут принудительно сданы в аренду по установленной судом арендной ставке.
Последствия:
Именно такой механизм позволил бы спасти памятники и наказать их владельцев, намеренно доведших их до аварийности. Тем не менее, использовать его КГИОП отказывается с упорством барана. Избирая простой для себя путь незначительных штрафов и формальных обжалований отказов в возбуждении уголовных дел, тем самым заботясь о профанации исполнения своих обязанностей, а не о сохранении памятников и справедливом наказании их разрушителей.