Бездуховности

Ян Бобрышев и Степан Цепалкин купили Дачу Мюзера. Возможно, это был ее последний шанс на сохранение: владевшая ею более 10 лет СК «Карат» (виновная в доведении памятника до аварийности) в декабре пыталась согласовать в КГИОПе проведение противоаварийных работ «методом разрушения с использованием экскаватора». А в январе безуспешно продавала дачу на торгах за 20 миллионов. 

В конце прошлой недели Степан Цепалкин, деловой партнер Яна Бобрышева, закрыл сделку по приобретению объекта культурного наследия «Дача Г.-В. Мюзера» в Зеленогорске на Театральной ул., 9. Фактически памятник приобретен обоими предпринимателями. После реставрации здание будет использоваться по своему прямому назначению — вновь станет дачей, сообщает градозащитный телеграм-канал SOS снос.

muzera1В течение минувших 10 лет КГИОП имитировал деятельность по принуждению собственника к сохранению объекта. Однако на практике легко соглашался на предоставление отсрочки на три года в исполнении решений судов о реставрации, намеренно не инспектировал объект. Так, например, на сайте арбитражного суда размещена информация, что 26 марта 2019 года было вынесено решение по иску КГИОП о взыскании с «СК Карат» штрафа и обязании обеспечить доступ в помещения дачи. Однако в судебном заседании комитет исключил из своих требований такое обязание «в связи с добровольным обеспечением доступа представителям КГИОП на территорию и в помещения объекта». При этом в итоге, как следовало из ответа на запрос СМИ, представители комитета провели инспекцию лишь спустя 10 месяцев — 12 декабря 2019 года. В связи с аварийным состоянием бОльшей части помещений, они не осмотрели их и не зафиксировали, находятся ли на своих местах печи. 

Летом 2022 года петербургские градозащитники развернули общественную кампанию с требованием изъять Дачу Мюзера и Дачу Шауба на Лахтинском пр. у собственников, своими преступными действиями доведших объекты культурного наследия фактически до уничтожения. Пойти по пути спасения зданий и их изъятия КГИОП отказался, но обратился в полицию с заявлением на СК «Карат» о возбуждении уголовного дела по ст. 243 УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. 11 января КГИОП сообщил, что МВД в третий раз подряд отказалось возбуждать дело, все отказы были обжалованы в прокуратуру.

Последнюю отчаянную попытку уничтожить Дачу Мюзера СК «Карат» предприняла в декабре. Пока КГИОП тщетно возбуждал на нее дело, собственник отправил чиновникам на согласование проект противоаварийных работ «методом разрушения с использованием экскаватора». «В декабре 2022 года в КГИОП представлена разработанная ООО «Пирон» документация на проведение противоаварийных работ, фактически подразумевающая демонтаж дачи. Рабочая документация возвращена с многочисленными замечаниями: в том числе даны разъяснения, что основными видами противоаварийных работ на памятнике деревянного зодчества являются: усиление конструкций; разгрузка конструкций; временное крепление конструкций. Таким образом, работы по демонтажу крыши, стен, оконных и дверных заполнений, деталей, каминов, разборке конструкций здания методом разрушения с использованием экскаватора, представленные в рабочей документации, не являются работами по сохранению объекта и являются недопустимыми», — констатировали в КГИОПе.

Причины:

Ян Бобрышев и Степан Цепалкин известны как предприниматели, занимающиеся восстановлением расселенных исторических зданий в Петербурге. В градозащитной среде они пользуются большим доверием и имеют авторитет. Однако раньше никогда не имели дела с деревянными дачами, тем более памятниками, занимаясь исключительно кирпичными многоквартирными домами. Так, летом они приобрели многострадальный дом Сабаевых-Замятиных на ул. Черняховского, 56. Среди их находящихся в процессе ремонта объектов, — кроме него, — 5 исторических зданий на Тележной улице, здание в Казачьем переулке, 10, здание на Полтавской, 10. Ранее они отремонтировали исторические здания на улицах Тюшина, 6, Боровой, 34/24, Лиговском пр., 141. Еще один дом на ул. Большой Разночинной, 6 был воссоздан.

Последствия:

Жемчужина Дачи Мюзера — сохранившиеся изразцовые печи и камины, каковых, по мнению специалистов, нет даже в собраниях Эрмитажа. Всего их насчитывается 6. Ян Бобрышев пояснил, что 5 из них предъявлены новым собственникам, еще одна находится под завалами обвалившихся перекрытий, однако существенных повреждений, скорее всего, не имеет.

— К сожалению, объект культурного наследия находится в очень плохом состоянии. В нескольких местах произошло обрушение крыши и перекрытий. Стены утратили несущую способность, скорее всего, реставрировать здание придется методом переборки. При этом по вопросу сохранения резного декора, интерьеров, печей, каминов, можно выдохнуть. Их будем реставрировать наиболее бережным способом, — — рассказал каналу SOS снос Ян Бобрышев. 

Итоговую стоимость, по которой здание досталось новым владельцам, предприниматель называть отказался. Однако, учитывая, что сделка состоялась вскоре после неудачных торгов, можно предполагать, что цена немного опустилось относительно заявленных 20 млн. 

MegaSmi