Бездуховности

Полторы сотни жителей Петроградской стороны, а также других районов подписались под экстренным обращением на имя председателя СК Александра Бастрыкина с просьбой не допустить снос Дома Басевича. Среди подписантов — внучка Иссахара Исааковича Басевича Марианна Петровна Гусева и правнук Алексея Ивановича Зазерского, по проекту которого построен дом, Кирилл Алексеевич Проценко. 

В понедельник, 17 апреля, телеграм-канал SOS Снос опубликовал «экстренное обращение» порядка 150 жителей — преимущественно, Петроградской стороны — в адрес председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой не допустить снос легендарного Дома Басевича на Большой Пушкарской ул., 7. 

В обращении указывается, что снос Дома Басевича, который может начаться уже со дня на день, является незаконным, поскольку: все независимые экспертизы подтвердили его ремонтопригодность (в таком случае здание не может быть демонтировано); потому что является объектом культурного наследия. При этом, отмечают авторы, в судах горожане и градозащитники сталкиваются со стеной административного ресурса и ангажированностью. Так, только сейчас в Куйбышевском и Санкт-Петербургском судах находится 4 исковых заявления об оспаривании аварийности, о грубых нарушениях в проектной документации, об оспаривании разрешения на строительство, об оспаривании распоряжения об отказе в выявлении в качестве объекта культурного наследия. “И по всем этим искам суды отказались удовлетворять ходатайства о мерах предварительной защиты. При том, что судьям очевидно, что снос начнется со дня на день, предмет спора будет утрачен, а судебный процесс потеряет смысл! Что это, если не ангажированность?!”.

Жители просят Александра Бастрыкина, чьим объектом внимания ранее уже становился Дом Басевича, не допустить незаконного сноса памятника архитектуры, за последние годы ставшего символом градозащитной борьбы. 

Текст обращения:

Сейчас Вы являетесь нашей последней надеждой на спасение непризнанного объекта культурного наследия «Доходный дом инженера-технолога И.И. Басевича». Счет до начала его сноса уже пошел на дни, если не на часы. За разрушением прослеживаются интересы строительной компании Setl, которая может планировать не только освоить бюджетные средства на строительстве, но и бесплатно получить коммерческие помещения.

Борьба за спасение Доходного дома Басевича и соседнего детского сада со сквером ведется жителями Петроградской стороны, других районов Петербурга, градозащитниками уже много лет. Прямая и непосредственная угроза сноса появилась в 2020 году. С тех пор здание стало символом градозащитной борьбы Петербурга.

Дом Басевича построен в 1912-13 гг. по проекту инженера-строителя А.И. Зазерского, при участии заказчика – инженера-технолога И.И. Басевича. Он находится по адресу Большая Пушкарская ул., 7. Участок по адресу Большая Пушкарская ул., 9 занимали сквер и находившийся в глубине детский сад. Дом Басевича расселен в 2008 году. В 2014-м передан на баланс программы «Молодежи — доступное жилье». В том же году было проведено исследование, показавшее ремонтопригодность здания, в 2015-м должен был начаться ремонт. Однако в 2016-м здание забрали из программы и передали располагающейся через дорогу Академии танца Бориса Эйфмана. Примерно тогда же был закрыт детский сад, вместе со сквером с целью последующей застройки апартами он также был передан Академии. Сразу же после передачи с Дома Басевича целенаправленно была демонтирована кровля, здание на 4 года было брошено открытым, здесь регулярно устраивались поджоги, местные жители фиксировали поджигателей. В 2020 году Академия объявила о планах полностью снести весь огромный доходный дом (6 корпусов), вырубить сквер и практически «под обрез фундамента» застроить его инородным по своей архитектуре, разрушающем выверенную панораму застройки Большой Пушкарской улицы стеклобетонной многоэтажкой. Проектные документы и экспертизы с самого начала выполнены здесь по заказу и на средства строительной компании Setl, хотя формально она не имеет отношения к этим объектам, все работы в интересах Академи оплачиваются из бюджета Санкт-Петербурга. После протестов жителей власти (в лице Комитета по охране памятников, Академии и Setl, выступающих единым фронтом по всем вопросам) согласились пойти на незначительную уступку и сохранить лицевой фасад и часть торцевых стен лишь одного из 6 корпусов Дома Басевича. Все остальные корпуса, то есть практически все здание, сквер со зданием детсада должны пойти под снос и последующую застройку. На данный момент сквер уже уничтожен, детский сад снесен.

Всем городом, жителями Петроградской стороны, других районов мы продолжаем борьбу за спасение Дома Басевича. Однако сталкиваемся с машиной административного противодействия и неправосудных, по нашему мнению, решений судов.

Дом Басевича должен охраняться как историческое здание, снос которых запрещен в Петербурге. Несмотря на намеренное доведение до аварийности (демонтаж кровли, поджоги) достичь этой цели злоумышленникам не удалось. Все независимые экспертизы, проведенные с 2014 года, показали, что здание ремонтопригодно. В таком случае закон прямо запрещает демонтаж, предусматривая лишь разборку отдельных аварийных КОНСТРУКЦИЙ — не зданий! — если таковые имеются. Факт ремонтопригодности был установлен, в частности, самой свежей судебной экспертизой, выполненной в ноябре 2022 года ФГКУ «Судебно-экспертный центр Следственного комитета РФ». 

Дом Басевича должен охраняться как объект культурного наследия. Заявление на его выявление в январе в Комитет по охране памятников подали эксперты общероссийского статуса, чья компетенция не может быть поставлена под сомнение: аттестованный при Министерстве культуры РФ эксперт, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, председатель общества защиты памятников “Старый Петербург” Михаил Мильчик и историк архитектуры, член Санкт-Петербургского регионального отделения НК ИКОМОС Александр Кречмер. В своем исследовании они пришли к однозначному выводу о целесообразности наделения «Доходного дома инженера-технолога И.И. Басевича» статусом выявленного объекта культурного наследия

Особой мемориальной ценностью Дом Басевича обладает, будучи творением инженера-строителя А.И. Зазерского. Алексей Иванович много строил в Петербурге до революции, в ранеесоветские годы работал не только в Ленинграде, но и во многих других городах Союза. Его авторству принадлежат знаковые для нашего города здания и ансамбли, многие из которых ныне признаны объектами культурного наследия. Войну Алексей Иванович встретил в Ленинграде. Он не только отказался покидать город с началом блокады, но и вместе с сыном, также архитектором Н.А. Зазерским, вступил в народное ополчение. Погиб Алексей Иванович зимой 42-го года, от голода. Последние годы жизни провел в доме, который сам же и строил — на Большой Посадской ул, 1. В день перед смертью он вышел из своей квартиры за хлебом, но уже не вернулся. Где похоронен зодчий, неизвестно. Скорее всего, он покоится в одной из братских могил. В январе этого года, в день 79-й годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады, жители Петербурга установили мемориальную доску памяти Алексея Ивановича Зазерского на уже огороженном, подготовленном к сносу Доходном доме Басевича.

Несмотря на все вышеизложенное городские власти и суды упорно отказывают жителям в сохранении уникального здания. Невзирая на независимые экспертизы, однозначно указывающие на возможность ремонта (а это запрещает снос) Дома Басевича, суды (районный Куйбышевский и Санкт-Петербургский) отказывают в удовлетворении исков о признании незаконной проектной документации на демонтаж. Несмотря на заявление авторитетных экспертов, Комитет по охране памятников распоряжением председателям Макарова С.В. отказывает в выявлении объекта культурного наследия. А Санкт-Петербургский городской суд, в который жителями подано исковое заявление об оспаривании этого распоряжения, отказывает в ходатайстве о мерах предварительной защиты (хотя к брандмауэру здания уже фактически подогнали тяжелую технику для сноса!) и назначает первое предварительное заседание на вторую половину мая, когда от памятника уже не останется ничего, кроме фасадной стены!

Сейчас в судах находится 4 исковых заявления жителей об оспаривании аварийности, о грубых нарушениях в проектной документации, об оспаривании разрешения на строительство, об оспаривании распоряжения об отказе в выявлении в качестве объекта культурного наследия. И по всем этим искам суды отказались удовлетворять ходатайства о мерах предварительной защиты. При том, что судьям очевидно, что снос начнется со дня на день, предмет спора будет утрачен, а судебный процесс потеряет смысл! Что это, если не ангажированность?!

Уважаемый Александр Иванович, мы видим, с каким вниманием лично Вы относитесь к вопросу сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и других городов России, насколько деятельно сотрудники Следственного комитета помогают в защите исторических зданий и памятников архитектуры. Более того, Доходный дом Басевича уже становился объектом вашего внимания — 19 января, после очередного предвзятого решения Горсуда о возможности сноса несмотря на выводы экспертизы о ремонтопригодности, Вы поручили “Главному следственному управлению СК России продолжать расследование уголовного дела, опираясь на мнение экспертов по ранее поставленным вопросам, а также не оставлять без внимания вопросы, связанные с обеспечением сохранности здания” Дома Басевича.

В этот критический момент, когда Дом Басевича уже обнесен строительным забором, когда уже со дня на день могут начаться работы по сносу, мы просим Вас принять меры к спасению уникального здания, в действительности являющегося объектом культурного наследия, и не допустить его безвозвратной утраты.

MegaSmi