Бездуховности

Целый год ушел у КГИОПа на то, что добиться во второй судебной инстанции решения об обязании провести противоаварийные работы в отношении уже практически обрушенного памятника архитектуры Дача Шауба на Лахтинском пр. Совершенно очевидно, что ничего делать губитель данного объекта культурного наследия Матвеев Павел Александрович не будет. Ранее градозащитники требовали изъять у него дачу в соответствии с нормами федерального законодательства, однако председатель КГИОП Макаров делать это отказался.

В среду, 30 августа, Горсуд вынес решение по апелляционной жалобе «пенсионера на Prado» Павла Матвеева, собственника выявленного объекта культурного наследия Дача Шауба на Лахтинском пр., 115. Суд оставил в силе решение первой инстанции по иску КГИОП — об обязании Матвеева в течение 8 месяцев провести первоочередные противоаварийные работы, в течение 36 месяцев — реставрационные. После невыполнения этих требований в первый месяц собственник будет оштрафован на 25 тысяч рублей, в каждый последующий — на 50 тысяч.

На рассмотрение дела во второй инстанции ушел почти год. Приморский районный суд вынес свое решение 12 сентября. Градозащитный телеграм-канал SOS СПб снос, ведший трансляции заседаний, передавал, что Матвеев со своей представительницей, пенсионеркой Татьяной Потапенко превратили процесс в настоящий цирк. Требовали назначить судебную экспертизу с исчерпывающим вопросом эксперту: «Возможно ли проведение противоаварийных работ?», просили дать им поставить забор, чтобы повесить на него рекламные баннеры и тем самым заработать на консервацию, жаловались на маленькую пенсию (именно после этого Матвеева окрестили «пенсионером на Prado» по автомобилю Land Cruiser Prado, на котором он ездит) и рассказывали, как на протяжении 60 лет пытались получить права на здание, не предполагая, что оно может являться памятником (и потому добиваясь права его сноса как не обладающего — как они всю жизнь считали — ценностью). В 2016 году у заброшенной дачи, к тому времени уже полвека находившейся во владении Матвеева — если верить Потапенко — рухнул северный фасад.

Здание до сих пор стоит брошенным и открытым. Единственное, что в последние годы на нем обновляется — это баннер «Продам участок» с телефоном матвеевского риэлтора. Последней каплей, после которой Приморский суд в прошлом году не выдержал и полностью удовлетворил требования КГИОП, была просьба Потапенко разрешить «провести противоаварийные работы путем демонтажа».

Причины:

В прошлом году Матвеев охотно рассказывал всем звонившим по объявлению, что «договорился» с председателем КГИОП Сергеем Макаровым, и тот разрешит снести памятник и при воссоздании передвинуть его с центра участка на край — вплотную к дороге (запись имеется в редакции). Это позволит освободить землю, прирезать к ней территорию детской площадки — сама детская площадка, даром что единственная в округе, пойдет под снос (все это Матвеев предлагал покупателям — «мамаши повозмущаются и забудут»). А затем застроить весь участок, благополучно освобожденный от доведенного до аварийности и снесенного объекта культурного наследия, ангаром торгового центра или склада-магазина. За землю он пытался выручить 60 млн. «Участок» — памятника архитектуры Матвеев на нем в упор не замечает — продается до сих пор.

Последствия:

По непонятным, но спасительным для Матвеева причинам председатель КГИОП Сергей Макаров отказывается применять процедуру изъятия объекта культурного наследия, прописанную в 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…». Закон предусматривает лишение права собственности и выплату не мифической «рыночной», а остаточной — после проведения торгов — стоимости собственнику. Плюс к тому собственник — в нашем случае Матвеев — может и должен быть привлечен к уголовной ответственности о повреждении объекта культурного наследия. Именно изъятия у Матвеева Дачи Шауба уже второй год продолжают требовать градозащитные организации Петербурга. Макаров однако категорически отказывается инициировать этот процесс. Вместо этого Матвееву будет дан еще год, а может — два или три (КГИОП всегда охотно продлевает сроки по запросу владельцев, доводящих памятники до разрушения): столько, сколько понадобится, чтобы Дача Шауба окончательно рухнула сама или была сожжена проживающими в ней бездомными. 

MegaSmi