Бездуховности

«Преждевременным» назвал председатель КГИОП Алексей Михайлов внедрение в главный градозащитный закон №820 списка «несредовых», то есть разрешенных к сносу исторических зданий. На протяжении последнего года чиновники настаивали именно на такой реформе закона: выделить сотни дореволюционных объектов, якобы утративших ценность, и разрешить их снос. Тем не менее, в безопасности историческая застройка все равно не останется: Михайлов заявил, что после классификации зданий на «ценные» и «особо ценные» не попавшие ни в один из списков охраняемые пока дома останутся беззащитными перед застройщиками. А затем сбежал от поджидавших его градозащитников.

В среду, 6 ноября, в ТАСС прошла пресс-конференция, приуроченная к началу затеянного КГИОПом изменения закона №820. Участие в ней приняли председатель комитета Алексей Михайлов, эксперт, выступивший разработчиком новой методики оценки ценности зданий Игорь Пасечник (в этом году ему была вручена антипремия «Непочетный гражданин»), архитектор-застройщик Святослав Гайкович (автор скандального ЖК «Монблан» на наб Невы) и другие.

Еще накануне градозащитники опубликовали обращение к ТАСС, в котором призывали пригласить к участию в пресс-конференции независимых экспертов: зампреда Совета по сохранению культурного наследия Михаила Мильчика, зампреда Общества защиты памятников Александра Кононова, историка Даниила Коцюбинского или других. Обращение осталось без ответа. На саму пресс-конференцию даже в качестве зрителей не были допущены — выведены из зала, заблокированы охраной у входа — пришедшие градозащитники и активисты.

В своем выступлении Алексей Михайлов заявил, что комитет отказался от идеи составить список «несредовых» исторических зданий, которые будет разрешено сносить (сейчас в центральных районах под охраной находятся все дореволюционные дома). Тем не менее, их это может не спасти. Дело в том, что теперь КГИОП составляет списки «ценных» и «особо ценных» домов (в списки кроме дореволюционных войдут как минимум 600 советских зданий). Эта работа продолжится еще какое-то — Михайлов затруднился назвать даже примерные сроки — время. И «пока» под охраной останутся все исторические здания. Но когда списки будут окончательно сформированы, те дореволюционные дома, которые не окажутся ни в одной из двух категорий, разрешено будет сносить.

Пришедшие на пресс-конференцию — а затем выведенные из зала — градозащитники все же дождались Михайлова на улице, чтобы попытаться лично узнать, действительно ли планируется разрешить снос всех исторических зданий, которые не попадут в категории «ценных». Несмотря на трижды заданный прямой конкретный вопрос, Михайлов отвечать на него не стал: заявил, что «он уже все сказал», «времени говорить со всеми у него нет», а затем вместе с Пасечником сел в служебную машину и уехал.

Причины:

В движении «SOS Снос» новую инициативу КГИОП назвали «попыткой обмануть петербуржцев»: «Чиновники со строительным лобби решили фактически засекретить список дореволюционных зданий, которые хотят отдавать под снос!».

Кроме того, напоминают в движении, после сортировки на ценные и «никакие» исторических зданий в центральных районах, чиновники с застройщиками займутся периферийными.

«Давайте не забывать, что если сейчас КГИОП оценивает исключительно 4 центральных района, то рано или поздно будут решать, какому зданию жить, а какому — быть снесенным, и в периферийных районах. А там историческими считаются дома до 1957 года. Например, Нарвская застава. С каким трудом мы отбивали ее в прошлом году! А кончиться это может тем, что ее двухэтажные дома не попадут ни в один “ценностный” список, и очередной застройщик изуродует ее многоэтажками! Сколько таких кварталов, ныне охраняемых 820-м законом, чиновники обрекут на снос, когда у них дотянутся руки?..»

Последствия:

Градозащитники требуют сохранения действующего сейчас принципа безусловной ценности каждого исторического здания.

«Мы настаиваем на том, что все исторические здания должны сохранить принцип безусловной ценности! Выбирать из них “самые ценные”, “очень ценные” и “абсолютно ценные” — пожалуйста, мы это приветствуем! — сообщают в движении. — Но ни в коем случае ни одно историческое здание в результате реформы не должно лишиться охранного статуса!»

MegaSmi