«Христовы воины» члены фракции «Единая Россия» на заседании Законодательного собрания в среду, 1 февраля, внесли законопроект о приравнивании уличных встреч депутатов с избирателями к митингам. Таким образом провластные парламентарии отреагировали на состоявшийся в минувшую субботу народный сход против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Также депутаты по инициативе самого спикера Вячеслава Макарова инициировали обращение к губернатору и в правоохранительные органы с просьбой найти и привлечь к уголовной ответственности геев из «спецназа партии «Яблоко»», сфотографировавшихся с надписью «Музей – городу!» в Исаакиевском соборе, а также сотрудников и руководство самого музея. ЗакСовские «оппозиционеры» решили не спорить с разбушевавшимися Вячеславом Макаровым и Александром Тетердинко и согласились, что пришедшие защищать музей непосредственно в собор – провокаторы, которых действительно нужно судить.
В среду, 1 февраля, на заседании Законодательного собрания фракции «Единая Россия» и ЛДПР выступили сразу с двумя скандальными инициативам. В начале заседания единороссы внесли законопроект о приравнивании публичных встреч депутатов с избирателями к митингам. Такая инициатива стала ответом «Единой России» на состоявшийся 28 января народный сход противников передачи Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви. Организаторам мероприятия, среди которых были депутаты Алексей Ковалев, Борис Вишневский, Максим Резник, не удалось согласовать его проведение в формате митинга, поэтому они приняли решение провести публичную встречу с избирателями в том же месте. На акцию собралось до 5 тысяч жителей, полиция не препятствовала ее проведению. Теперь же, по замыслу «Единой России», публичные встречи депутатов с избирателями в случае окончательного утверждения законопроекта необходимо будет согласовывать с городской администрацией в том же порядке, что и митинги.
«Были допущены вопиющие случаи нарушения. Под предлогом встреч с избирателями отдельные депутаты устраивают митинги. Они используют лазейку в законодательстве, ее надо закрыть, — заявил руководитель фракции «Единая Россия» Александр Тетердинко. — Этот закон, конечно, объявят антидемократическим. Но порядок согласования митингов был признан конституционным». Парламентарий добавил, что в следующий раз депутаты, проведшие встречу с избирателями на Марсовом поле, «могут устроить Майдан», передает портал «Закс.Ру».
В результате указанный законопроект поддержали 39 депутатов. 7 проголосовали против. При этом, как известно, условно оппозиционными в ЗакСе считаются 11 депутатов – по 3 от фракций КПРФ, Партии роста и «Справедливой России» и 2 от «Яблока».
Второй скандальной инициативой стало требование депутатов, инициированное фракциями «Единая Россия» и ЛДПР, привлечь к ответственности (как можно судить по контексту – уголовной) активистов, сфотографировавшихся в Исаакиевском соборе с надписью «Музей – городу!» после акции на Марсовом поле, а также «сотрудников и руководство музея». Свою инициативу депутаты направили губернатору Георгию Полтавченко, в прокуратуру, следственный комитет и полицию.
Речь идет об акции, проведенной в субботу, 28 января, после схода на Марсовом поле непосредственно в самом Исаакиевском соборе. Несколько активистов явились в собор, каждый из них взял по одному небольшому плакату, на котором была напечатана одна буква. Затем они расположились в такой последовательности, что буквы сложились в надпись «Музей – городу!». Фотографии с акции в тот же день в своих социальных сетях выложил активист группы «Помощь задержанным» Динар Идрисов. Сам он также участвовал в акции. Полиция и сотрудники музея тогда не препятствовали данной фотосъемке, участники акции беспрепятственно покинули собор.
Эту инициативу представляли уже не только Александр Тетердинко, но и сам спикер ЗакСа и глава петербургской «Единой России» Вячеслав Макаров. По мнению последнего, участники акции оскорбили чувства миллионов верующих. То есть, совершили уголовное преступление, предусмотренное 148-й статьей УК РФ (за оскорбление, нанесенное непосредственно в церкви, предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет). «В 2012 году в Москве уже было подобное, было возбуждено уголовное дело», — подчеркнул Вячеслав Макаров, имея ввиду приговор в отношении участниц группы Pussy Riot.
«Это чрезвычайная ситуация. Это вне всякой морали. Храм — это место, где люди объединяются», — негодовал Макаров во время заседания. Он особо отметил, что среди активистов, устроивших акцию в Исаакиевском соборе, были представители ЛГБТ, направленные партией «Яблоко» в территориальные избирательные комиссии. «ЛГБТ — это спецназ партии «Яблоко»»!?»- сыпал риторическими вопросами в адрес Бориса Вишневского Вячеслав Макаров.
Уже после заседания Вячеслав Макаров заявил, что участники всех акций против передачи Исаакия РПЦ должны прийти к собору, встать на колени и замаливать грехи тех, кто сфотографировался с буквами.
«Мы сейчас гремим по всему миру как люди, позволившие топтать нашу православную веру. Что нам делать? Представляете, если бы это произошло не в православной церкви? Мы, христовы воины, ведем себя так, как считаем необходимым в этой ситуации, но церковь призывает молиться к единению и сплочению. Если бы все организаторы митингов и протестов пришли к Исаакиевскому собору, встали на колени и стали молиться с просьбой простить всех тех людей, которые совершили вопиющий, безумный поступок, то разговор пошел бы по-другому. Встать на колени и молиться перед православным храмом!» – заявил Макаров.
Не менее красочные примеры «омерзительной позиции» «лицемерных» участников акции озвучил и руководитель фракции «Единая Россия» Александр Тетердинко.
«Это отвратительная ситуация и отвратительная акция. Врываться в собор, когда там проходит служба, — это отвратительно! И все это направлено на то, чтобы создать межконфессиональный раскол в обществе. Но это еще и аморально. Потому как было сообщено, что участники акции прошли в собор по льготным билетам. Но я не заметил среди ее участников ни инвалидов, ни пенсионеров. То есть они говорят о сохранении платного входа в музей, а сами за билеты не спешат платить. Омерзительная позиция, говорящая о лицемерии этих людей», — констатировал Александр Тетердинко.
При этом представители оппозиционных фракций не стали защищать участников акции в Исаакиевском соборе. Так, Максим Резник с Оксаной Дмитриевой назвали акцию внутри собора «неприличной и глупой» и призвали не ассоциировать ее с акцией на Марсовом поле. Руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев заявил, что эсеры поддерживают проверку данной акции. Принявших в ней участие активистов он назвал провокаторами.
По итогам обсуждения Вячеслав Макаров потребовал провести внутреннюю проверку в отношении руководства и сотрудников музея, изъять записи камер видеонаблюдения. В целом свое негодование депутаты отразили в официальных письмах, направленных губернатору Георгию Полтавченко, руководству Генпрокуратуры, Следственного комитета и МВД.
Причины:
С тех пор, как сразу после новогодних праздников в Петербурге разгорелся скандал, связанный с передачей Исаакиевского собора из ведения Смольного в ведение Русской православной церкви, Вячеслав Макаров и подконтрольная ему в Петербурге партия «Единая Россия» со всеми ее депутатами демонстрируют беспрецедентное рвение в пропаганде идеи передачи собора. Несколько раз пресс-служба партии осуществляла веерную рассылку мнений сразу нескольких депутатов, каждый из которых приводил аргументы в пользу скорейшей передачи собора. При этом издание «Закс.Ру» сумело выяснить, что сами депутаты «своих» мнений не читали, а незамысловатые тексты, очевидно, были созданы в недрах пресс-службы. Из-за недостаточно идеологически выверенных заявлений депутатов-единороссов 20 января Тетердинко даже запретил им прямые контакты с журналистами. В понедельник, 30 января, ЗакС направил депутатов Дениса Четырбока и Сергея Соловьева в комиссию по передаче религиозного имущества РПЦ, чтобы они ускорили этот процесс.
Последствия:
Со стороны реакция «Единой России» выглядит весьма истеричной. Не менее истеричными представляются принятые по ее инициативе 1 февраля документы – законопроект о встречах с избирателями и призыв найти и осудить участников акции.
При этом тема борьбы против передачи Исаакиевскосого собора имеет определенную протестную перспективу. Как известно, в свое время многолетняя борьба против Охта-центра, изначально также казавшаяся бесперспективной, однако ведшаяся, как считается, при активной поддержке градозащитников крупным бизнесом, в том числе, братьями Ковальчуками, в конечном счете сыграла существенную роль в принятии решения об отставке Валентины Матвиенко. Сейчас такой темой в теории может стать (хотя, скорее всего, не станет) борьба за сохранение Исаакиевского собора. Проблема уже всколыхнула значительное количество горожан, уже понятно, что, используя эту тему, на улицу можно выводить тысячи протестующих. К тому же, одновременно с требованием сохранить собор в качестве музея стали, хоть и не так внятно, звучать требования отставки губернатора. А Георгий Полтавченко, как известно, глубоко безразличен только собственным «избирателям» в лице горожан, традиционно игнорирующих любые выборы. Бизнес-сообщество же настроено резко негативно против губернатора, не прикладывающего ни малейших усилий для инвестиционного развития города. Коллективное ожидание отставки Полтавченко копится в городе уже несколько лет. А значит — и в столице политические элиты присматриваются к должности, которая скоро может освободиться. Все это делает тему борьбы за собор перспективной для крупных политических игроков, которые могут попытаться, манипулируя протестом, использовать его в своих интересах.
А если это произойдет, политический ущерб понесет и Вячеслав Макаров, который настолько рьяно добивается передачи собора, что уже начал требовать уголовных дел на «руководство и сотрудников музея» лишь за то, что они не схватили граждан, сфотографировавшихся в соборе с бумажками с напечатанными на них буквами.
Что же касается перспективы возбуждения уголовного дела на участников указанной акции, она представляется маловероятной.