Бездуховности

Миллиардер Виктор Вексельберг торопится разрушить сразу два памятника архитектуры на Фонтанке — дворец Шуваловых-Нарышкиных и Дом Абазы — ради расширения собственного частного музея. Уже в сентябре суд может принять решение, окончательно запрещающее строительные работы в арендованном фондом Вексельберга дворце. «Меценат», вероятно, надеется успеть снести здание до этого времени.

Во вторник, 20 августа, фонд «Связь времен», курируемый миллиардером, президентом Сколково и владельцем компании «Ренова‑групп» Виктором Вексельбергом, начал демонтажные работы в Западном флигеле дворца Шуваловых-Нарышкиных на набережной реки Фонтанки, 21. Пока что рабочие демонтируют оконные рамы, снимают со здания провода и антенны. Однако в планах фонда «Связь времен» — полный снос флигеля и последующая уплотнительная застройка двора новым зданием, бОльшим по размеру и имеющим подземный этаж. 

Дворец Шуваловых-Нарышкиных находится под охраной государства с 1935 года. На данный момент — это памятник архитектуры федерального значения. С 2013 года во дворце, на 49 лет сданном в аренду фонду «Связь времен», действует частный музей Виктора Вексельберга, в котором экспонируются пасхальные яйца. Западный флигель фонд «Связь времен» в 2016 году приобрел в собственность за 1 миллион рублей.

Несмотря на статус памятника, Вексельберг добивается полного сноса Западного флигеля дворца. В этих планах его поддерживает Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Комитет не только утвердил уже несколько распоряжений, позволяющих снос с последующим «уплотнением» двора, но и активно дезинформирует СМИ, рассылая пресс-релизы, в которых утверждается, будто флигель был значительно перестроен в советский период, а сейчас находится в аварийном состоянии. В действительности Западный флигель был возведен в 1844-1846 годах, во время перестройки дворца академиком архитектуры Бернаром де Симоном. После чего и сформировалась целостная композиция дворца, дошедшая до наших дней и охраняемая государством уже 85 лет. А заключение об аварийности выдавала скандально-известная фирма ООО «Бэскит», прославившаяся тем, что ради фальсификации документов об аварийности пририсовывала на здание трещины в «Фотошопе». В действительности в здании до 2017 года располагались офисы, и его прочность не вызывает сомнений. А снос флигеля нужен Вексельбергу, чтобы организовать круговой проход по всему дворцу, а также получить дополнительные площади (за счет увеличения предполагаемой постройки и создания подземного этажа).

Распоряжения КГИОПа, изменяющие предмет охраны памятника и, по логике чиновников, позволяющие снести Западный флигель, обжалуют в суде градозащитники. Суд первой инстанции — кстати, речь идет о Куйбышевском районном суде, который имеет общую стену с Западным флигелем и может обрушиться в случае его сноса — встал на сторону Вексельберга. Однако уже в сентябре решение по апелляционной жалобе может принять Городской суд. И, вполне вероятно, отменит незаконные распоряжения КГИОПа, разрешающие снос федерального памятника.

— Юридически Западный флигель продолжает оставаться частью памятника федерального значения и законодательство накладывает прямой запрет на его снос. Тем не менее, КГИОП согласовал эти работы как сохранение памятника. Что смешно, так как флигель по проекту полностью разбирается и на его месте строится совершенно новый объект в совершенно других границах, — рассказывает Бездуховностям заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. — Мы собрали большой доказательный материал и будем продолжать разруливать эту ситуацию в суде. С 35 года этот дворец, включая флигель, охраняется. Почему в 2016 году из него решили исключить западную часть, неизвестно. С правовой точки зрения наша позиция достаточно сильная. В этом судебном процессе основным игроком выступает даже не КГИОП. Очень активно участвует фонд Вексельберга. Фонд в качестве заинтересованного лица привлек ООО «Город», которое выступало заказчиком всех экспертиз. В итоге своих юристов выставил фонд, своих — «Город», также были юристы комитета. С их стороны это была хорошая командная игра. Но в деле очень много неприятных для них фактов и документов, которые всплыли во время рассмотрения в районном суде. Сначала они занимали позицию, что флигель никогда не входил в предмет охраны. Но мы раскопали в архиве историко-культурную экспертизу, которая в 2004 году была согласована КГИОПом. Там подробно расписана ценность флигеля, предмет охраны, границы. Эта экспертиза попортила им много крови.

Причины:

Виктор Вексельберг открыл во дворце Шуваловых-Нарышкиных музей Карла Фаберже в 2013 году. До этого несколько лет его фонд ремонтировал здание. На открытие приезжали именитые гости, вплоть до министра культуры Владимира Мединского. С тех пор во дворце экспонируются личные коллекции миллиардера — пасхальные ювелирные изделия, русский фарфор XIX века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись, серебро, драгоценная утварь и мемориальные предметы. Виктор Вексельберг уверен, что его музей не совершенен по той причине, что конструкция дворца не позволяет организовать круговой проход по всем залам. Тот факт, что для организации этого прохода придется разрушить памятник архитектуры, сохранившийся с середины XIX века, и вместо исторического флигеля редкой формы фасадов выстроить прямоугольный бетонный «новодел», не смущает «мецената».

Последствия:

Между тем, снос Западного флигеля угрожает разрушением соседнему дому И.Форша (Ю.Ф.Абазы) на набережной реки Фонтанки, 23. Это здание также является памятником архитектуры, но не федерального, а регионального значения.

— Мы считаем, что здесь грубые нарушения закона на всех этапах. Даже если пойти по тому проекту, который согласован КГИОПом, в нем предусмотрено укрепление фундаментов соседних домов. У нас у сносимого Западного флигеля общая стена с Куйбышевским районным судом и частично аварийными фундаментами и стенами в доме Абазы. Пока здания не будут укреплены, демонтаж флигеля представляет для них существенную опасность, — резюмирует Александр Кононов.

Градостроительный скандал, связанный с разрушением в самом центре Петербурга памятников архитектуры ради частного музея миллиардера Вексельберга, может спровоцировать большой резонанс в федеральных СМИ. В последнее время Вексельберг позиционирует себя в СМИ как жертва экономических санкций, введенных против него лично и его компании «Ренова» в США в 2018 году. В интервью Financial Times миллиардер называл санкции «полным кризисом в жизни»: «Для меня это полный кризис в моей жизни. Это не про деньги, не про бизнес. Это про личную ситуацию… Для меня вся жизнь была возможностью. А теперь что я могу сделать?… Всю свою жизнь я пытался быть человеком мира… Я перевез всю свою семью в США. Я никогда не мог бы предвидеть ситуацию, в которой оказался». В случае уничтожения дворца Шуваловых-Нарышкиных, повреждения дома Абазы бизнесмен может прослыть еще и разрушителем исторического наследия. Тот факт, что памятники уничтожают с попустительства городских властей, также не добавит популярности последним.

MegaSmi