Бездуховности

КГИОП массово исключает из списка объектов культурного наследия памятники архитектуры. За осень комитет поставил под угрозу существование сразу несколько исторических зданий, а некоторые обрек на неминуемое уничтожение. Еще целый список памятников, которые могут лишиться охраны государства, на подходе.

В сентябре КГИОП согласовал снос дореволюционного промышленного корпуса на улице Чапаева, сообщало издание «Канонер». Речь идет о четырехэтажном здании, юридически располагающемся по адресу Петроградская набережная, 34, литера В. Закон запрещает снос исторических зданий в этой части города, а потому в документах намеренно была изменена дата его постройки с дореволюционной на 1926 год. Несмотря на очевидность подмены, КГИОП поспешно согласовал снос здания, отмечал «Канонер». На освободившемся участке компанией ООО «Тракт-ДС» планируется строительство жилого комплекса.

Также в сентябре КГИОП согласовал компании Plaza Lotus Group снос дореволюционного дворового флигеля на Синопской набережной, 30, литера Х. Речь идет об историческом каретном сарае. Еще год назад проект предусматривал сохранение здания и его надстройку двумя этажами — здесь предполагается размещение детского сада. Теперь КГИОП передумал и предпочел полностью уничтожить историческое здание.

Весь сентябрь продолжалось разрушение западного флигеля дворца Шуваловых-Нарышкиных на набережной реки Фонтанки, 21. Фактически здание является федеральным памятником архитектуры. Однако КГИОП ради прихотей миллиардера Виктора Вексельберга, который содержит во дворце собственный музей ювелирных изделий, изменил предмет охраны памятника и исключил из него западный флигель. Поскольку Вексельберг желает, чтобы у его музея был подземный гараж и дополнительные площади, а существовавшее историческое здание мешало этим планам. Несмотря на то, что суды, инициированные градозащитниками по оспариванию изменения предмета охраны, продолжались до самого конца ноября, фактически здание было уничтожено в сентябре.

В октябре стало известно, что КГИОП фактически согласовал почти полное уничтожение Дома Шагина на набережной реки Фонтанки, 145 Б, являющегося памятником архитектуры XVIII века. Тогда на заседании рабочей группы при совете по сохранению культурного наследия, стало известно, что еще в апреле КГИОП исключил из списка охраняемых исторических конструкций брандмауэрные стены и дворовый фасад. В результате под охраной города остались лишь лицевой фасад и интерьеры парадной лестницы, которые требуется воссоздать. Благодаря такому решению собственник получил возможность готовить проект полного сноса здания фактически за исключением лишь единственной фасадной стены.

Также в октябре КГИОП согласовал снос половины Дома Лермонтова на Садовой улице, 61, лицевой корпус которого признан памятником архитектуры. Здание находится в ведении ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и должно быть приспособлено под гостиницу. Комитет под предлогом аварийности утвердил проект реконструкции, предусматривающий снос двух дворовых флигелей. Кроме того, КГИОП согласовал Мариинскому театру частичную разборку дворового флигеля примыкающего здания по Большой Подьческой, также готовящегося к реконструкции под служебную гостиницу.

Вскоре КГИОП принял еще одно решение о снятии с охраны. По причине «необратимой утраты целостности и эстетической выразительности классической композиции» ввиду неоднократных перестроек, лишены защиты здание Васильевского винного городка и нескольких фабричных корпусов на Уральской улице. При этом Винный городок был построен на рубеже XVIII и XIX веков, он располагается на берегу Малой Невы у истока Смоленки. Речь идет о территории бывшего завод им. Калинина, где компания «Максидом» осуществляет проект редевелопмента.

В ноябре стали известны планы о снятии с охраны дореволюционных корпусов фабрики «Скороход» на Заставской улице, 33 и здания медсанчасти на улице Одоевского, 10. Комплекс товарищества механического производства обуви «Скороход» был построен в конце XIX века. Пока что он целиком является памятником архитектуры. Однако согласно проведенной в этом году экспертизе снять с охраны предлагается три из пяти корпусов. При этом два из них в таком случае по закону будет возможно снести. 

Здание медсанчасти на улице Одоевского построено в 1957 году, в 2015 году ему присвоен статус памятника. Здание находится внутри сквера. Инвестор, начиная с 2016 года, пытается добиться исключения медсанчасти из списка памятников, после чего снести его, вырубить сквер и застроить участок комплексом апарт-отеля. Градозащитникам и местным жителям уже удалось отбить несколько экспертиз, отказывающих зданию в охране, теперь в КГИОП подана новая аналогичная экспертиза.

Также в ноябре стали известны намерения снять с охраны два исторических здания на Боровой улице 59-61, являющиеся объектом культурного наследия «Дом П. М. Михайлова». Экспертиза утверждает, что здания «не обладают несомненной градостроительной ценностью», а их отделку можно отнести к типовой. Экспертиза проводилась по заказу дирекции КГИОПа. При этом оба здания не находятся в охранных зонах, что теоретически позволяет снести их.

Еще одно историческое здание, которое рекомендовано снять с охраны — доходный дом Н. П. Зеленко на Смоленской улице, 3-5. Само здание, впрочем, находится в границах охранных зон, однако под угрозой оказывается убранство парадной.

Под угрозой разрушения оказалась Полюстровская трамвайная подстанция, построенная в 1914-1915 годах. В ноябре КГИОП опубликовал экспертизу, отказывающую ей в имеющемся статусе памятника. При этом экспертиза проводилась за счет ООО «Жилой комплекс Полюстрово», аффилированного с компанией УК «Теорема» Игоря Водопьянова, который давно строит планы снести памятник архитектуры.

Наконец, накануне стало известно, что КГИОП согласовал уже не снятие с охраны, а полный демонтаж без обязательства воссоздания бывшей Фабрики елочных украшений на Рощинской улице, 8. Несмотря на то, что ее здания являются историческими, в случае аварийности их возможно снести без воссоздания, поскольку они не выходят на уличный фронт.

Причины:

В данной ситуации КГИОП оказывается совершенно глух к требованиям градозащитников и местных жителей, которые борются за сохранение памятников архитектуры и выступают против уничтожения исторической части города ради строительства очередных жилых комплексов. Параллельно со снятием с охраны ранее включенных в список памятников домов, КГИОП отказывается брать под свою охрану другие здания. Яркие тому примеры — продолжительная борьба жителей за сохранение здания СКК, за включение в список памятников Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБа) на 2-м Муринском проспекте. 

Последствия:

Из-за безразличия профильных чиновников на публичных мероприятиях все чаще звучат требования отставки председателя КГИОПа Сергея Макарова. 

MegaSmi