Бездуховности

Прецедент Дома Басевича, который преднамеренно доводится до аварийного состояния, чтобы Академия танца Эйфмана смогла построить на его месте свои апартаменты, заставил депутата ГосДумы Олега Нилова обратиться напрямую к президенту Владимиру Путину. «Пока еще не поздно, мы обязаны организовать надежную защиту нашей культурной столицы от «вандалов-застройщиков», – такую, чтобы больше никто и никогда не смог посягнуть на ее историко-архитектурную целостность» — констатирует парламентарий. Он предлагает принять федеральный закон, который наложит мораторий на любые реконструкции или перестройки исторических зданий Петербурга, если они будут приводить к изменению их облика.

В среду, 24 февраля, депутат Государственной думы от «Справедливой России» Олег Нилов обратился к президенту Владимиру Путину с предложением утвердить федеральный закон, который положит конец хаотичной застройке охраняемой ЮНЕСКО исторической части Петербурга и его пригородов, а также запретит любые строительные работы на исторических зданиях, которые влекут изменение их облика. Поводом для обращения стала вопиющая ситуация с Домом Басевича на Большой Пушкарской улице, 7. Уже 5 лет его намеренно доводят до аварийности, чтобы получить возможность сноса и последующего строительства на этом месте апартаментов для артистов Академии танца Бориса Эйфмана. 

«…При попустительстве профильных органов государственной власти намеренно уничтожается охраняемое российским и международным законодательством, хотя официально и не признанное памятником архитектуры, ценное историческое здание — Дом Басевича на Большой Пушкарской улице, 7, а также соседний с ним детский сад №93 со сквером по адресу Большая Пушкарская, 9», — пишет Владимиру Путину Олег Нилов.

«В Петербурге происходят события, лишний раз подтверждающие алчность и ненасытность строительного бизнеса, недобросовестных застройщиков, которым глубоко плевать на судьбу культурно-исторического наследия города и его архитектурный облик. В этот раз под угрозой полного уничтожения оказалось историческое здание – Дом Басевича… — один из наиболее выразительных образцов архитектуры модерна, — вдается на своем сайте в подробности Нилов, рассказывая, что здание было расселено в 2008 году, а в 2015-м должен был начаться ремонт по программе «Молодежи — доступное жилье». — Неожиданно (в 2016 году — прим. ред.) у дома на Пушкарской объявился новый владелец  – в лице Театра балета и Академии танца Бориса Эйфмана, в интересах которых, с позволения  Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решено было построить на этом месте гостиницу для артистов, приезжающих в театр Эйфмана на гастроли, а также интернат для воспитанников академии. Почему построить? Да потому, что учреждение Эйфмана и привлеченная им на мало понятных условиях строительная компания Setl Group явно не собираются проводить глобальную реконструкцию здания, а намерены просто снести его, воздвигнув очередной новодел. Это легко можно уяснить, ознакомившись с результатами заказанной ими же самими (!) экспертизы состояния здания, которая, что называется, «вопиет» о якобы полной непригодности Дома Басевича для капитального ремонта и восстановления… И беда здесь заключается не только в оголтелости строительного бизнеса и потакающих ему определенных городских чиновников, но и в том, что действующие сегодня законы, в том числе нормы федерального и регионального градостроительного законодательства, различные строительные нормы и правила, не позволяют в должной мере оберегать исторический центр Петербурга. А ведь еще в далеком ноябре 1972 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО исторические районы «северной Пальмиры» были признаны объектом всемирного культурного наследия, подлежащего всесторонней защите со стороны государства!».

«Пока еще не поздно, мы обязаны организовать надежную защиту нашей культурной столицы от «вандалов-застройщиков»», — констатирует Олег Нилов, выступая с соответствующей федеральной инициативой. Владимиру Путину он предлагает поддержать законопроект, который 1) запретит ведущее «к хаотичному формированию городской среды и нарушению исторически сложившегося облика города» новое строительство в границах охранных зон Петербурга; 2) защитит всю историческую застройку города (данная норма призвана дополнительно усилить положения регионального закона №820 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия…»); 3) запретит любые строительные работы, которые могут привести «к искажению или изменению внешнего облика» охраняемой застройки; 4) установит требование полного и неукоснительного воссоздания необратимо аварийных зданий (также дублирование 820-го закона) либо создания на их месте сквера; 5) предусмотрит особенности технического регулирования процедуры реконструкции исторических зданий Петербурга.

Причины:

Борьба за сохранение Дома Басевича обострилась в январе 2021 года. Тогда стало известно, что в сентябре КГИОП, возглавляемый Сергеем Макаровым, тайно выпустил положительное заключение на снос Дома Басевича под предлогом его аварийности. Комитет в нарушение закона преднамеренно скрыл этот документ от горожан. В известность была поставлена только Академия танца Бориса Эйфмана, добивающаяся сноса исторического здания и уничтожения прилегающего сквера с детским садом. Вступившие таким образом в сговор КГИОП с Академией танца сумели «просудить» решение о необратимой аварийности здания — нанятый ими истец обратился в суд, якобы оспаривая заключение о сносе, и намеренно проиграл дело — не заявлял ходатайств, не привлекал градозащитников, у которых имеется независимая экспертиза, установившая ремонтопригодность здания. 

Такая беззастенчивая позиция вступивших в откровенный сговор чиновников КГИОПа и Академии танца спровоцировали возмущение горожан и депутатов. Перед Домом Басевича возобновились пикеты с требованием его сохранения, а к депутатам всех фракций Законодательного собрания, на протяжении последних месяцев боровшихся за спасение исторического здания, присоединился депутат ГосДумы от ЛДПР Олег Лавров. Губернатору Александру Беглову он направил запрос с требованием не допустить сноса, мотивированного фальшивыми документами о необратимой аварийности.

Последствия:

В декабре и феврале Владимир Путин уже поднимал тему необходимости сохранения исторического наследия Санкт-Петербурга. Тогда президент распорядился создать археологический парк на Охтинском мысу. Очевидно, что Путину близка данная тема. Поэтому не исключено, что он в целом поддержит предложенный Ниловым законопроект, а также вмешается в вопиющую ситуацию разрушения Дома Басевича.

MegaSmi