Бездуховности

ЗакСовская комиссия по градостроительству, которую возглавляет Валерий Гарнец, поддержала законопроект губернатора «о сносе 200 исторических домов«. Тем не менее, спасти полторы сотни довом Нарвской заставы депутаты все же планируют. Они обещают «отсрочить» снос, выведя его за пределы сроков реновации. А после этого наделив дома охранным статусом. В отличие от Нарвской заставы, спасать исторические здания ни на пр. Обуховской обороны, ни на Лиговском пр. парламентарии не хотят.

В четверг, 16 февраля, комиссия по градостроительству рассмотрела законопроект губернатора Александра Беглова о массовых сносах исторических зданий. Самым обсуждаемым вопросом стала Нарвская застава. Ее жители борются против реновации, которая угрожает полным уничтожением ансамблю зданий 40-х — 50-х годов и уплотнительной высотной застройкой. Руководитель фракции «Единой России» Павел Крупник предложил принять во втором чтении поправку о сроках вступления в силу исключения домов Нарвской заставы из числа исторических — не с момента утверждения закона, а с 1 января 2029 года. Именно тогда истекает срок программы реновации, а следовательно, сносить дома причин уже не будет. Крупник предлагает пока утвердить закон в такой редакции, а впоследствии вернуть кварталы Нарвской заставы в число исторических.

— Мы будем добиваться, чтобы как можно скорее вывести, найти решение юридическое, чтобы этот адрес был выведен из этой программы. Если мы сейчас не дадим снести, но ничего там делать не будем, по программе реновации продолжат стоять, через шесть лет там половина домов сами рассыплются, — заявил Павел Крупник изданию Закс.Ру, объясняя, что необходимо не только обезопасить заставу от сноса сейчас, но и как можно скорее исключить ее из программы реновации, чтобы на ее территории могли осуществляться программы капремонта и благоустройства.

Зампред КГИОПа Алексей Михайлов согласился, что перенести сроки возможно, в отличие от изменения режимов зон охраны, что потребует проведения новой историко-культурной экспертизы.

Депутат Наталия Астахова из «Единой России» также вновь попыталась вступиться за историческое здание на пр. Обуховской обороны, в котором училась поэтесса Ольга Берггольц. 

— Насколько целесообразна мемориализация всех этих объектов — вопрос скорее методический. Я знаю только один пример — это жизнедеятельность Владимира Ильича Ленина. Разумеется, мемориализация объектов, связанных с его жизнедеятельностью, она была осуществлена. Но это вопрос методический или ценностно исторически, вопрос политический. В отношении других людей осуществляется выборочная мемориализация, — объяснил Михайлов, почему здание должно быть снесено. 

Также о необходимости сохранения как всех 8 готовящихся к сносу домов на пр. Обуховской обороны, так и более 20 дореволюционных корпусов складов Кокорева на Лиговском пр. говорил Борис Вишневский.

— Предлагаю Законодательному собранию проект в таком виде не поддерживать и направить его на переработку с учетом замечаний, которые были высказаны, — заявил Вишневский.

— Спасибо, Борис Лазаревич, но мне кажется, вы не до конца читали проект закона. Те утверждения, которые были представлены вами и вашими специалистами на рабочей группе по предложению технических решений при строительстве моста (согласно альтернативному варианту строительства развязки Большого Смоленского моста, ради которого хотят сносить исторические здания, представляется возможным демонтировать лишь одно, а не 8 зданий — прим. ред.), кроме ухмылок у специалистов ничего нового не вызвали, — заявил в ответ Валерий Гарнец.

Борис Вишневский стал единственным депутатом, проголосовавшим против «закона о сносе 200 исторических домов». Все остальные депутаты на этом заседании по команде Гарнеца послушно проголосовали «за».

Причины:

При губернаторе Александре Беглове Смольный проводит политику разрушения исторического центра в угоду строительному бизнесу. Комитет по охране памятников подчиняется строительному вице-губернатору Николаю Линченко, пользующемуся репутацией строительного лоббиста. Накануне общественных слушаний «Живой город» презентовал фильм о разрушенных за последние время, преимущественно — в прошлом году, объектах культурного наследия, исторических здания, старинных дачах, дворцах и загородных домах.

Последствия:

Есть серьезные подозрения, что здания на пр. Обуховской обороны и Лиговском пр. пойдут под снос в угоду частному бизнесу, а вовсе не ради стратегических проектов. Дело в том, что оба проекта — строительства моста и терминала новой скоростной железной дороги — сильно рискуют не быть реализованными. Потому что по железной дороге будет не на чем ездить — из-за санкций привычные поезда компании Siemens в Россию больше не поставляются. Да и экономическая ситуация ставит реализацию проекта под большой вопрос. 

С мостом ситуация еще хуже (для моста). Еще в ноябре Смольный начал официально сокращать соответствующие статьи расходов. В 2023 году на мост предполагалось потратить 15 млрд рублей. Это было заложено в проекте бюджета. В ноябре губернатор «облегчил» программу «Развитие транспортной системы» на 8 млрд  (всего в мост предполагалось вложить около 50 млрд, закончить — к 2030 году). Одна из версий, почему это произошло — предполагаемое сокращение доходов бюджета от налога на прибыль. «Дело в том, что институт консолидированных групп налогоплательщиков упраздняется, а ведь именно в таком статусе выступает переехавший в Петербург «Газпром». И губернатор, и петербургские депутаты в Госдуме ждут из-за этого сокращения доходов — только в 2023 году на 77 млрд рублей, а дальше — больше. Напомним, в качестве источника финансирования для Большого Смоленского моста Cмольный называл налоги «Газпрома»», — писала “Фонтанка.Ру”.

В результате очень высока вероятность, что 30 исторических зданий на Лиговском пр. и пр. Обуховской обороны выведут из-под охраны, снесут, а на их месте — поскольку упомянутые стратегические проекту будут свернуты — построят очередные торговые центры или жилые комплексы.

MegaSmi