На пресс-подходе в перерыве заседания Законодательного собрания, 27 апреля депутат Максим Резник сообщил, что встретился с сочувствующим петербургским парламентариям источником в правоохранительных органах, который передал ему список депутатов Законодательного собрания, находящихся в “активной разработке” в связи с выборами. В список вошли 13 народных избранников из разных фракций городского парламента.
«Собеседник» Максима Резника в правоохранительных органах предупредил депутата, что их встречи продолжатся, если он выполнит два условия: обнародует список и “не засветит источник”. По словам парламентария, данный «собеседник» обосновал свою мотивацию в передаче ему информации тем, что в списке находятся депутаты, которых он уважает. Также источник уверен, что все преследования связаны не с борьбой с коррупцией, а с приближающимися выборами, то есть оперативная разработка носит политический характер.
После рассказа об источнике и его мотивации Максим Резник достал из кармана лист бумаги с фамилиями петербургских парламентариев, которые, по его словам находятся в активной разработке. В список вошли Борис Вишневский («Яблоко»), Ольга Галкина (группа беспартийных депутатов), Ирина Иванова (КПРФ), Александр Кобринский («Яблоко»), Алексей Ковалёв (руководитель фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе), Ирина Комолова (беспартийный депутат, избиравшаяся от КПРФ), Алексей Макаров («Единая Россия»), Сергей Никешин («Единая Россия»), Алексей Палин («Справедливая Россия»), сам Максим Резник (руководитель группы беспартийных депутатов), Константин Смирнов (КПРФ), Сергей Трохманенко (беспартийный, соратник Оксаны Дмитриевой), Марина Шишкина («Справедливая Россия»).
Все эти депутаты, по словам Максима Резника, фигурируют в тех или иных «разработках компетентных органов». Максим Резник встретился с «собеседником» в правоохранительных органах в связи с делом Вячеслава Нотяга. Резник уверен, что Нотяг оставлен под стражей, поскольку от него планируют получить показания на самого Резника. Также он считает, что арест Нотяга связан не с персональными претензиями к депутату, а является частью большого “депутатского”, или “мариинского» дела, являющегося попыткой скомпрометировать представительную власть Санкт-Петербурга в целом. Резник заявил, что ЗакС 5-го созыва вел себя недостаточно лояльно и недостаточно спокойно, позволял себе излишние вольности.
Максим Резник утверждает, что перечисленные им депутаты попали в поле зрения правоохранительных органов, поскольку являются наиболее активными. Лидер группы беспартийных депутатов заявил, что в случае, если следующая встреча с источником состоится, он не обещает, что обнародует полученные на ней данные, поскольку не знает, что они будут из себя представлять. По словам Максима Резника, он интересовался у своего источника, есть ли у следствия что-нибудь непосредственно на него самого, но он отказался давать информации по отдельности. Однако пообещал ее предоставить в следующий раз.
Отвечая на вопросы журналистов, Максим Резник отказался раскрывать свой источник, поскольку боится за его безопасность. Утром 27 апреля Максим Резник получил несколько звонков с настоятельными просьбами ничего не обнародовать и посчитал их доказательством того, что информация, предоставленная источником, верна.
Максим Резник сказал, что со многими людьми из этого списка у него не самые лучшие отношения, некоторые ему “омерзительны”, но он огласил список, поскольку “речь идёт о попытке дискредитации всего представительного органа независимо от фракции”.
Также Резник отметил, что на данный момент перед ним стоит проблема — “где взять деньги на адвокатов”, имея ввиду защиту Вячеслава Нотяга. Также Резник не исключает возможности обращения в суд о защите чести и достоинства по акту высказываний в свой адрес главы компании «Воин-В» Олега Глущенко.
— Я не набрал взяток на такую сумму, чтобы оплатить работу адвокатов, а смотрю по своей зарплате, сходится или не сходится. Поскольку работа адвокатов — очень дорогое удовольствие, — отметил Резник.
По словам парламентария, обращении в суд с заявлением на Олега Глущенко — не первостепенная задача. Одной из основных задач, стоящих сейчас перед группой беспартийных депутатов, является изменение меры пресечения Вячеславу Нотягу.
Парламентарий заверил, что заказчиками преследования “независимого парламента” “являются политические вертухаи, люди, которые хотят управлять городом тюремным образом”. Их фамилии Максим Резник неоднократно называл, но в этот раз воздержался, — слишком серьёзные обвинения, чтобы называть конкретные фамилии, сказал он. Депутат лишь добавил, что эти заказчики сидят в нескольких километрах от Мариинского дворца в “известном здании”.
Причины:
Не исключено, что в правоохранительных органах работает силовик, искренне возмущённый арестом Вячеслава Нотяга и желающий помочь Мариинскому дворцу в противостоянии со Смольным. Однако утверждения Максима Резника о встречах с источником в правоохранительных органах выглядят неоднозначными. Депутат утверждает, что его персона находится в стадии активной разработки, которая может предполагать в отношении него наружное наблюдение, прослушивание телефонов. Маловероятно, что тот или иной сочувствующий сотрудник правоохранительных органов, знакомый с ходом дела, решился бы встречаться с Максимом Резником лично и передавать ему какую-либо информацию.
Утверждения Максима Резника могут быть попыткой сплотить депутатов ЗакСа между собой и вокруг руководства парламента в непростых условиях. Возможно, именно поэтому в списке Максима Резника оказались депутаты из всех парламентских фракций, кроме полностью лояльной Смольному ЛДПР. Примечательно, что в списке депутата оказались известные градозащитники Алексей Ковалёв и Борис Вишневский. Сторонники группы беспартийных депутатов утверждают, что арест Вячеслава Нотяга – месть за его активную градозащитную деятельность.
Последствия:
В случае, если подобный список и существует, маловероятно, что недоброжелатели ЗакСа пойдут на массовые аресты в депутатском корпусе, поскольку такое развитие событий может вызвать беспрецедентный федеральный скандал. В то же время, обвинения народных избранников, в случае их предъявления, могут быть использованы для получения контроля над депутатами и обуздания не до конца послушного парламента. Возможно, депутаты из группы беспартийных действительно могут привлечь к себе дополнительное внимание силовиков в случае, если Вячеслав Нотяг даст признательные показания. Возможно, у следствия есть ранее наработанная фактура на членов группы беспартийных депутатов. В этом случае начало их преследования будет зависеть во многом от воли их могущественных врагов.