Красногвардейский районный суд избрал для депутата петербургского парламента Светланы Нестеровой меру пресечения в виде домашнего ареста сроком на два месяца. Защита Нестеровой ходатайствовало перед судом о закрытии судебного заседания для представителей СМИ, ссылаясь на пункты статьи 241 УПК, в которых говорится о личных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведениях, унижающих их честь и достоинство, а также обеспечении безопасности участников процесса и их близких. Судья Светлана Карлова удовлетворила ходатайство защиты парламентария и закрыла процесс от СМИ.
Напомним, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Светлана Нестерова была задержана ФСБ 21 июня, в тот же день правоохранительные органы провели обыск в доме депутата. 22 июня следствие предъявило Светлане Нестеровой официальные обвинения в хищении чужого имущества путем обмана группой лиц по сговору с использованием служебного положения, в СК считают, что с июня 2013-го по декабрь 2014-го депутат организовала хищение бюджетных средств, выделенных из бюджета Петербурга на финансовое возмещение затрат по выполнению социальных программ для пожилых граждан и инвалидов. К схеме по хищению средств Светлана Нестерова привлекла своих помощниц Веру Шишкину и Татьяну Китову, а также бизнес-леди Светлану Гасанову. Сообщницы предоставили в Комитет по социальной политике недостоверные сведения об объемах и стоимости оказанных социальных услуг. В результате из бюджета города было похищено более 4,5 млн рублей.
Аресту Светланы Нестеровой предшествовало задержание и арест её помощниц, которые впоследствии пошли на сделку со следствием и были приговорены судом к условным срокам. Вера Шишкина была осуждена Красногвардейским районным судом и получила по делу о мошенничестве 4 года условно и 120 тысяч рублей штрафа. Её коллегу Татьяну Китову суд приговорил к практически аналогичному наказанию (4 годам условно и 100 тысячам рублей штрафа).
Напомним, сотрудники региональной ФСБ задержали помощниц депутата Светланы Нестеровой Татьяну Китову и Веру Шишкину 9 октября 2015 года. Мероприятия состоялись в рамках четырех уголовных дел, возбужденных по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Задержанные отказались от дачи показаний и сотрудничества со следствием. По версии правоохранительных органов, около 25 млн рублей было выделено некоммерческим организациям «Эдельвейс» и «Солнечный ветер», которые должны были заниматься помощью ветеранам и инвалидам, а фактически бездействовали. Деньги были выделены Комитетом по соцполитике по «квоте» «депутатской поправки» Светланы Нестеровой. Сама Нестерова перед обысками легла в НИИ им. Джанелидзе, куда ее, по слухам, определил вице-спикер ЗакСа, глава фракции “Единая Россия” Сергей Анденко. 11 октября 2015 года Невский суд санкционировал арест помощниц депутата. На время расследования их поместили в следственный изолятор ФСБ на Шпалерной улице. Позже Нестерова приобрела статус свидетеля в данном уголовном деле. В марте помощницы Светланы Нестеровой вышли из следственного изолятора ФСБ на свободу.
Арест Светланы Нестеровой стал неожиданностью для руководства петербургской “Единой России” и поставил спикера ЗакСа Вячеслава Макарова в неловкое положение. Дело в том, что Светлана Нестерова, несмотря на то что её помощницы были осуждены, победила на заксовских праймериз 11 июня и должна была стать кандидатом от партии власти по 7-му одномандатному округу и занять второе место в списке по территориальной группе партии в 7-м округе.
Примечательно, что 15 июня Вячеслав Макаров заявил на пресс-подходе к журналистам, что у правоохранительных органов нет никаких вопросов к Светлане Нестеровой, об этом рассказала в социальной сети “Фейсбук” петербургский журналист Мария Карпенко.
“Самое замечательное в истории с Нестеровой — это то, что она выиграла праймериз и ЕР готова была ее выставить на сентябрьских выборах в ЗакС. И в прошлую среду спикер Макаров на подходе (все вопросы к нему согласовываются заранее) уверенно заявил, что к Нестеровой у органов нет никаких претензий и что она чиста как Дева Мария. При этом вопрос задала журналист, которая частенько озвучивает вопросы по просьбе пресс-секретаря Макарова, так что не исключено, что полковник сам хотел подать сигнал: мол, с Нестеровой все ок, все договорились. Но, видимо, в органах так не думают”, — написала Карпенко.
О политических мотивах задержания Светланы Нестеровой заявил лидер группы беспартийных депутатов Максим Резник. Отметим, что один из членов группы беспартийных депутатов Вячеслав Нотяг в данный момент также находится под домашним арестом из-за подозрений в получении взятки.
«Я уверен, что это политическая история. Я ни за что не поверю в искренность репрессивных органов по борьбе с коррупцией после истории с Васильевой. Нестерова – член «Единой России», все оппоненты, казалось бы, могут радоваться ее задержанию. Но если приглядимся, увидим, что это, скорее всего, заказная история. Кто заказал – не знаю. В городе, вероятно, есть ОПГ политических вертухаев, которые пытаются таким образом управлять Петербургом», — заявил депутат изданию «ЗАКС.Ру». Петербургский журналист Александра Гармажапова в социальной сети “Твиттер” резко раскритиковала Максима Резника за эти слова, назвав их “позорищем” и “отмазыванием распильщицы”.
Вечером 23 июня петербургская “Единая Россия” приостановила членство Светланы Нестеровой в связи с возбужденным уголовным делом в отношении депутата. «Приостановить членство во Всероссийской политической партии «Единая Россия» Нестеровой Светланы Николаевны. Приостановить полномочия члена регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Единая Россия» Нестеровой Светланы Николаевны», — говорится в решении политического совета партии.
Причины:
Вероятно, суд посчитал излишне жёсткой мерой заключение Светланы Нестеровой в СИЗО. Возможно, ввиду возраста депутата и проблем со здоровьем; очевидно, что Нестерова не сможет скрыться от следствия и из под домашнего ареста, в то же время, если арест Нестеровой является очередной чёрной меткой председателю ЗакСа, достаточно самого факта задержания и ареста члена фракции ЕР в ЗакСе, помещение Нестеровой в СИЗО в данном случае было бы проявлением чрезмерной жёсткости.
Последствия:
Возможно, в ближайшее время в партии попробуют ещё более дистанцироваться от Светланы Нестеровой и попытаются представить её дело единичным случаем, а не системной практикой, распространённой в петербургской «Единой России» и Законодательном собрании. Вероятно, именно в связи с этим членство Светланы Нестеровой в партии уже было приостановлено, и, скорее всего, депутат не пройдёт утверждение в качестве кандидата в Законодательное собрание. На политической карьере Светланы Нестеровой, скорее всего, можно ставить крест. Следует отметить, что помощницы Нестеровой пошли на досудебное соглашение после пребывания в следственном изоляторе ФСБ. Возможно, домашний арест депутата повлияет на то, что Светлана Нестерова не пойдёт на сделку со следствием и не даст показания на других, неизвестных следствию фигурантов, имеющих отношение к преступлению, в случае если такие имеются. В то же время дело Нестеровой, также как и дело Нотяга, бьёт по репутации Законодательного собрания в преддверии выборов и серьёзно подрывает позиции спикера петербургского парламента, демонстрируя, что, казалось бы, одержавший победу над Смольным в важных предвыборных вопросах Вячеслав Макаров не способен обеспечить безопасность своим сторонникам, что, вероятно, может заставить многих петербургских парламентариев задуматься над вопросом о лояльности спикеру, а самого Вячеслава Макарова скорректировать своё поведение в отношении Смольного.