Бездуховности

В Законодательном собрании, по всей видимости, приняли решение больше не пускать в Мариинский дворец журналистку «Новой Газеты» Александру Гармажапову, на прошлой неделе с криками «Эй! Депутат Расческа!» устроившую погоню за вице-спикером Анатолием Дроздовым, который назвал ее ГармажОповой. Такой вывод можно сделать из изменений, которые были внесены в порядок допуска представителей СМИ в городской парламент: с понедельника, 10 октября, не имеющие постоянной аккредитации журналисты лишились права регулярно посещать учреждение, оформляя разовые пропуска. Именно разовым пропуском воспользовалась Александра Гармажапова 5 октября.

В Законодательном собрании в очередной раз изменили правила работы с журналистами. На этот раз их лишили права регулярно посещать Мариинский дворец, всякий раз заново оформляя себе разовые пропуска. Теперь представителю СМИ после однократного посещения по разовому пропуску пресс-служба Законодательного собрания настоятельно рекомендует оформить постоянную аккредитацию и впредь пользоваться ею.

Кроме того, были ужесточены правила получения указанных одноразовых пропусков. Теперь журналист, желающий посетить Мариинский дворец, должен заблаговременно направить в пресс-службу заявление на бланке редакции с подписью главного редактора. Ранее для оформления разового пропуска журналисту было достаточно позвонить в пресс-службу и в устной форме попросить оформить себе документ.

Руководитель управления по информации и общественным связям аппарата ЗакСа Елена Тимошенко пояснила изданию «Лениздат.Ру», что журналисты – народ недисциплинированный, а позвонить ей и попросить оформить пропуск может кто угодно. «Откуда я знаю, что звонит журналист?» — добавила Елена Тимошенко. При этом формально, по уверениям Тимошенко, правила посещения ЗакСа, прописанные в положении об аккредитации журналистов при Законодательном собрании, не менялись.

Как правило, разовыми пропусками пользуются в трех случаях: если журналист посещает Мариинский дворец изредка и не видит необходимости оформлять постоянную аккредитацию, если журналист замещает постоянного парламентского корреспондента своего издания или, как и говорит Тимошеко, если из-за недисциплинированности не может собрать всех документов (фотография и письмо из редакции) для оформления постоянного пропуска. Также справедливо и то, что постоянные аккредитации в ЗакСе массово делают в новогодние каникулы. А тем журналистам, кто обращается с просьбой оформить аккредитацию в середине или в конце года, зачастую советуют до конца года попользоваться разовыми пропусками, а постоянный оформлять вместе со всеми в январе.

Напомним, в минувшую вреду, 5 октября, в ЗакСе произошел конфликт между единороссом, вице-спикером ЗакСа Анатолием Дроздовым и корреспондентом «Новой Газеты в Петербурге» Александрой Гармажаповой. Дроздов, проходя мимо нескольких сотрудников СМИ, среди которых оказалась и Гармажапова, обронил фразу «Передавайте привет ГармажОповой». Данное искажение фамилии вызвало бурную реакцию у Гармажаповой. С криками «Как вы меня назвали? Еще раз! Депутат Расческа! (такое прозвище Дроздов получил за то, что в декабре 2011 года проталкивал в урну карманной расческой пачку бюллетеней – прим. ред.). Депутат Расческа! Эй!» Александра Гармажапова принялась преследовать Дроздова. При этом журналист снимала происходящее на видеокамеру своего телефона, фактически засовывая его Дроздову прямо в лицо. В итоге Гармажапова то ли выронила телефон (так утверждает депутат), то ли он у нее из рук его выбил.

Конфликт спровоцировал большой скандал. С призывами к Дроздову извиниться перед Гармажаповой выступили депутат ГосДумы от «Единой России» Евгений Ревенко, депутат ЗакСа Оксана Дмитриева, ряд других политиков и журналистов. Пресс-служба петербургской «Единой России» констатировала, что Гармажапова вела себя неадекватно, а сам Анатолий Дроздов заявил, что стал жертвой провокации.

В ту злополучную среду Александра Гармажапова посещала Законодательное собрание как раз по разовому пропуску. В связи с изменившимися правилами посещения Мариинского дворца журналистами, прийти на предстоящее заседании она, судя по всему, не сможет.

Напомним, это уже не первый скандал, связанный с ужесточением правил посещения Мариинского дворца журналистами. Предыдущий происходил весной 2015 года, его связывали с именем начальника управления материально-технического обеспечения ЗакСа (по официальной версии – не племянницы спикера ЗакСа Вячеслава Макарова) Аленой Кукушкиной.

С 12 марта 2015 года были изменены правила прохода не имеющих постоянной аккредитации при Законодательном собрании журналистов во дворец. Правда, с 12 по 16 марта даже аккредитованных при ЗакСе представителей СМИ заставляли проследовать в пресс-службу и сообщить цель визита. Это обнаружил ныне покойный корреспондент петербургского «Коммерсанта» Антон Арсеньев.

А вот не аккредитованные журналисты, имеющие разовый пропуск посещения ЗакСа, должны были при входе предъявить документы, удостоверяющие личность и полномочия журналиста, после чего в сопровождении сотрудника пресс-службы проследовать в управление по информации и общественным связям аппарата ЗакСа. И никуда из этого управления без сопровождения его сотрудников не выходить.

Ограничения вызвали бурную реакцию петербургского журналистского сообщества. 18 марта представители СМИ устроили флеш-моб перед заседанием парламента: явились в футболках с надписями «Нет цензуре». Произошла потасовка с сотрудниками Мариинского дворца. На пресс-подходе спикер ЗакСа Вячеслав Макаров в прямом смысле бежал от неудобных вопросов о новых правилах работы журналистов.

Тогда же Вячеслав Макаров стал отрицать, что подписывал какие-либо распоряжения или положения, ограничивающие работу СМИ в Мариинском дворце. Однако 2 апреля 2015 года скан соответствующего документа с подписью Макарова и печатью оказалась в распоряжении петербургских СМИ.

В итоге 7 апреля спикер подписал «распоряжение о внесении изменений в положение о режиме работы в здании Мариинского дворца», фактически отменяющее действие бумаги от 12 марта за номером 106-р.

Причины:

Спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров известен своей закрытостью: он весьма болезненно реагирует на острые вопросы журналистов, СМИ, критикующие его работу, называет «желтой прессой». Поэтому ему, вероятно, было легко войти в положение своего «подчиненного» Анатолия Дроздова. То есть ситуация, при которой сам Макаров или Дроздов принесли бы Гармажаповой свои извинения, была маловероятной с самого начала. Однако существенную роль в том, как на конфликт отреагировал «официальный» ЗакС, сыграло поведение самой Александры Гармажаповой – откровенно вызывающее и, вероятно, воспринятое Анатолием Дроздовым как оскорбительное. Поэтому руководство городского парламента приняло решение не только не извинятся перед журналисткой, но и усложнить ей допуск в Мариинский дворец впредь.

Последствия:

Вероятнее всего, журналисты предпримут попытку проведения какой-либо акции солидарности с Александрой Гармажаповой на предстоящем заседании Законодательного собрания в среду, 12 октября.

MegaSmi