Создатель проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев с 1 октября оставил работу во главе петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией и перешел на работу в «Трансперенси Интернешнл – Россия». В нем Сухарев также возглавляет петербургское отделение. В свою очередь отделение Фонда борьбы с коррупцией в северной столице фактически перестало существовать.
Петербургское отделение Фонда борьбы с коррупцией было открыто 3 года назад, в октябре 2013-го. Его возглавил Дмитрий Сухарев, к тому моменту получивший известность за счет своей антикоррупционной деятельности на ниве организации «Муниципальная пила», созданной им весной 2012 года. Тогда Сухарев утверждал, что развиваться продолжат оба его проекта. В интервью журналу «Город 812» в ноябре 2013 года он говорил: «Муниципальная пила» останется. Более того, накопленный нами опыт мы будем передавать дальше – в другие регионы. В Москве, в Екатеринбурге. «Пила» продолжит дальше развиваться в качестве одного из проектов Фонда борьбы с коррупцией, а мы с коллегами будем заниматься и другими проектами Фонда – РосПил, РосЯма, РосЖКХ». Однако фактически дальнейшую свою деятельность Сухарев сосредоточил на Фонде борьбы с коррупцией, в регионах «Муниципальная пила» особого развития также не получила.
— С 1 октября в Фонде борьбы с коррупцией я больше не работаю. Я сам принял такое решение. Сравнивать Фонд и «Трансперенси Интернешнл» я бы не стал – это две совершенно разные организации. О том, работает ли сейчас петербургское отделение Фонда борьбы с коррупцией, мне не известно. В отделении нас работало трое. Столько же будет работать и в петербургском отделении «Трансперенси Интернешнл», — рассказывает Бездуховностям Дмитрий Сухарев. – Команду людей я уже набрал. Однако сейчас называть их имена пока рано. Офис у нас будет на Шоссе революции.
По словам Дмитрия Сухарева, разница в работе между этими организациями заключается в том, что «Трансперенси Интернешнл» больше занимается не региональными расследованиями, а содействует другим российским отделениям в проведении общефедеральных антикоррупционных расследований.
Причины:
Стоит отметить, что отношения Дмитрия Сухарева и Алексея Навального, фактически являющегося руководителем федерального Фонда борьбы с коррупцией, складывались неоднозначно. В 2012 году Алексей Навальный выступил идеологом создания политической партии, которую было решено назвать «Народный альянс». Позже из-за требований Минюста структура была переименована в «Партию прогресса». Изначально в Петербурге ее возглавлял адвокат Аркадий Чаплыгин. В 2013-м году при поддержке Алексея Навального главой регионального отделения был избран Алексей Касаткин, являвшийся представителем строительного бизнеса. Касаткина поддерживал не только Навальный, но и Сухарев в Петербурге. Сухарева же поддерживал депутат ЗакСа Максим Резник. В качестве предвыборной программы Алексей Касаткин обещал финансирование аренды офиса и издание газеты. Однако вскоре выяснилось, что денег у Касаткина нет, а во исполнение своих обещаний средства он пытался изыскать у самого Чаплыгина. В результате на внеочередной конференции в 2014 году Касаткин выборы председателя проиграл, а должность вновь занял Аркадий Чаплыгин. На данный момент главой регионального отделения является Илья Диев. В 2015 году он был избран председателем по предложению Аркадия Чаплыгина. Сам Чаплыгин тогда был избран секретарем отделения. Алексей Касаткин в тот раз вновь выдвигался на пост председателя регионального отделения и вновь проиграл выборы, набрав 5 голосов против 25, полученных Ильей Диевым.
На минувших сентябрьских выборах Дмитрий Сухарев баллотировался как кандидат от партии «Яблоко» в 7-м ЗакСовском округе. Алексей Навальный специально записывал видеообращение к своим петербургским сторонникам, в котором призывал голосовать за список партии «Парнас», а также отдельно отмечал, что тем избирателям, кто прописан на Ржевке, стоило бы голосовать за Дмитрия Сухарева. Главе петербургского ФБК это, впрочем, не помогло – вместе с Андреем Палевичем он разделил 16-е из 25 мест в партийном списке.
После ухода Дмитрия Сухарева из петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией оно фактически прекратило существование. Новый руководитель не назначен и не известно, будет ли назначен вообще. На федеральном сайте ФБК в контактах петербургского отделения указаны юрист Александр Головач, давно уже работающий в петербургском отделении, и активист Федор Горожанко, около месяца назад устроившийся на работу в федеральный ФБК в Москву.
— Я считаю, что Сухарев частенько не проверял информацию и кричал там, где стоило бы разобраться. Один раз я сам попася на такую удочку, когда Сухарев анонсировал какую-то грандиозную историю про Шияна (главу жилищного комитета Валерия Шияна – прим. ред.). Я тогда входил в общественный совет при вице-губернаторе. И, прочитав этот пост, я на заседании совета решил блеснуть знаниями. А вместо этого ударил в грязь лицом, потому что выяснилось, что опубликованная Сухаревым информация не соответствовала действительности. Это, конечно, не отменяет того, что Шиян жулик, но все же информацию стоило бы проверять. Другая история была про Милонова – он нашел его дом в Стрельне. Ну хорошо: дом и дом. Не сказать, что дворец. Факт наличия у чиновника дома еще не говорит о том, что он жулик. Не знаю, послужил ли такой подход поводом к его увольнению, но факт остается фактом, — рассказал Бездуховностям Федор Горожанко, сотрудник Фонда борьбы с коррупцией, работающий в проекте РосЖКХ
В своем аккаунте в «Твиттере» Федор Горожанко более критичен по отношению к Дмитрию Сухареву. Так, например, на запись последнего о том, что в Петербурге открывается отделение «Трансперенси Интернешнл», Горожанко отреагировал вопросом: «Это тот офис, мебель в который ты купил на собранные для своей избирательной кампании деньги? Хороша антикоррупция :D» (имеется ввиду попытка Дмитрия Сухарева собрать средства на избирательную кампанию, которую он предпринял минувшим летом – прим. ред.).
Последствия:
Изменение статусов петербургских активистов, скорее всего, не отразится на их роли в петербургской политической жизни. Дмитрий Сухарев давно занял нишу главного несистемного борца с коррупцией в Петербурге. И смена организаций, возглавляемых им, на его неформальный статус не повлияет.