Вице-спикер Законодательного собрания Анатолий Дроздов, недавно попавший в эпицентр громкого скандала из-за того, что дразнил журналистку «Новой Газеты» Александру Гармажапову «ГармажОповой», стал соавтором постановления о создании парламентской комиссии по этике. Другим его разработчиком выступил спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, на минувшем заседании обзывавший бывшего главу Горизбиркома Алексея Пучнина «мертвым шакалом». Наконец, третьим соавтором стал вице-спикер Сергей Соловьев, в сентябре обвиненный бывшим главой МО Коломна Владимиром Савеловым в вымогательстве и мошенничестве. По мнению ЗакСовской оппозиции, единороссы воспользуются возможностями комиссии по этике для аппаратных репрессий в отношении несогласных с ними депутатов. Сам Макаров говорит, что, прежде всего, комиссия рассмотрит вопрос поведения журналистов.
19 октября в ходе очередного заседания депутатов Законодательного собрания в первом чтении был рассмотрен проект постановления о создании в петербургском парламенте комиссии по этике. Авторами постановления выступили вышеупомянутые Вячеслав Макаров, Анатолий Дроздов, Сергей Соловьев, а также глава комитета по законодательству Денис Четырбок.
Предполагается, что комиссия будет состоять из 5 депутатов, избираемых большинством членов парламента. Квот для представителей каких-либо фракций в ней не предусмотрено. Также членами комиссии станут начальник юридического управления Светлана Коновалова и начальник управления по информации и общественным связям Елена Тимошенко. Предполагается, что комиссия будет принимать решение о виновности в нарушении этических норм того или иного депутата или журналиста. В качестве наказания для парламентариев будет предусмотрено лишение их права выступать с трибуны на одном или нескольких пленарных заседаниях. Депутаты утвердили проект в первом чтении 46 голосами «за». На внесение поправок к нему предусмотрено 2 недели.
Неделей ранее Вячеслав Макаров объяснял, что комиссия по этике будет рассматривать вопросы корректности журналистского поведения. «Будет однозначно создана в Законодательном собрании комиссия по этике. В том числе, и по рассмотрению вопросов журналистской этики. После создания комиссии будет дана однозначная оценка произошедшему», — говорил Макаров, имея ввиду стычку Анатолия Дроздова с Александрой Гармажаповой.
Напомним, 5 октября в ЗакСе произошел конфликт между единороссом Анатолием Дроздовым и корреспондентом «Новой Газеты в Петербурге» Александрой Гармажаповой. Дроздов, проходя мимо нескольких сотрудников СМИ, среди которых оказалась и Гармажапова, обронил фразу «Передавайте привет ГармажОповой». Данное искажение фамилии вызвало бурную реакцию у Гармажаповой. С криками «Как вы меня назвали? Еще раз! Депутат Расческа! (такое прозвище Дроздов получил за то, что в декабре 2011 года проталкивал в урну карманной расческой пачку бюллетеней – прим. ред.). Депутат Расческа! Эй!» Александра Гармажапова принялась преследовать Дроздова. При этом журналист снимала происходящее на видеокамеру своего телефона, фактически засовывая его Дроздову прямо в лицо. В итоге Гармажапова то ли выронила телефон (так утверждает депутат), то ли он у нее из рук его выбил.
Конфликт спровоцировал большой скандал. С призывами к Дроздову извиниться перед Гармажаповой выступили депутат ГосДумы от «Единой России» Евгений Ревенко, депутат ЗакСа Оксана Дмитриева, ряд других политиков и журналистов. Пресс-служба петербургской «Единой России» констатировала, что Гармажапова вела себя неадекватно, а сам Анатолий Дроздов заявил, что стал жертвой провокации.
Спустя неделю после инцидента в Законодательном собрании были ужесточены правила посещения здания журналистами, не имеющими постоянной аккредитации. Если ранее пресс-служба легко выдавала сотрудникам СМИ разовые пропуска, теперь всех неаккредитованных журналистов попросили оформить постоянные пропуска. От разовых они отличаются тем, что на их изготовление уходит значительно больше времени, а также тем, что постоянного пропуска можно лишить за нарушение правил работы в Мариинском дворце.
Тогда же, 5 октября, Анатолий Дроздов ушел в отпуск. Как теперь выясняется, не для того, чтобы отдыхать, а чтобы трудиться над проектом постановления об учреждении комиссии по этике.
Справедливости ради стоит отметить, что репутация Вячеслава Макарова и Сергея Соловьева, также выступивших соавторами постановления, не намного лучше репутации Анатолия Дроздова.
Так, в последних числах сентября экс-глава МО Коломна Владимир Савелов фактически обвинил депутата Сергея Соловьева в вымогательстве и мошенничестве. Бывший муниципал обратился с заявлением на парламентария в правоохранительные органы. По утверждению Савелова, Соловьев в период муниципальной избирательной кампании 2014 года «обложил данью» глав муниципалитетов Адмиралтейского района. Соловьев якобы требовал с них «оплатить их переизбрание» в муниципалитеты. В частности, Владимир Савелов, как он утверждает, заплатил Соловьеву из средств своей военной пенсии и зарплаты главы совета депутатов 1,1 миллиона рублей. Однако Соловьев, по словам Савелова, нарушил свое слово – глава выборы проиграл. Тогда Савелов попытался вернуть деньги. Соловьев их якобы поначалу возвращать отказывался, а потом отдал лишь 130 тысяч рублей. Владимир Савелов обращался с заявлением на Сергея Соловьева главе Думского комитета по безопасности и борьбе с коррупцией Ирине Яровой, откуда его письмо переслали в прокуратуру, спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, главе Центризбиркома Элле Панфиловой, а также лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. При этом в ЦИК Савелов пожаловался на факты фальсификации выборов в 2011 году, когда, по его словам, часть голосов кандидата от КПРФ Виктора Быкова (баллотировался в 2016 году по округу Сергея Соловьева от ЛДПР, являлся «спойлером» Соловьева) в результате незаконных манипуляций получил Сергей Соловьев.
Репутация Вячеслава Макарова, как известно, состоит из огромного множества составляющих. К этическим же вопросам можно отнести последнее его заявление о «мертвом шакале» Алексее Пучнине. «Я не пинаю мертвого шакала. Он бесчестный чиновник и бесчестный человек. Ушел — и пусть уходит. Но если он или еще кто-то еще вздумает опровергнуть мои слова, то тогда это начнется. Я выражаюсь предельно прозрачно», — заявил на заседании ЗакСа 12 октября Вячеслав Макаров, рассуждая о том, будут ли приняты по итогам проверки КСП, фактически не выявившей никаких значимых нарушений, какие-либо меры в отношении бывшего главы Горизбиркома Алексея Пучнина.
Причины:
Очевидно, что поводом для создания комиссии по этике послужил конфликт между Дроздовым и Гармажаповой. Однако не ясно, была ли это настоящая причина. Возможно, воспользовавшись обстоятельствами, Вячеслав Макаров решил создать механизм, который позволит ему еще сильнее закрутить дисциплинарные гайки внутри Законодательного собрания: то есть даст ему возможность для наказания неугодных депутатов и журналистов.
На заседании городского парламента 19 октября оппозиционные депутаты высказали опасения, что комиссия по этике будет «оккупирована» единороссами и станет использоваться ими против несогласных с мнением большинства парламентариев. Такого мнения придерживается депутат от фракции «Яблоко» Михаил Амосов. «Этот документ может быть использован против неугодных членов собрания. Комиссия выбирается простым большинством депутатов. Безо всяких ограничений. Можно было бы направить старейших депутатов или из разных фракций. Ничего не мешает. Мне это напоминает советские времена, когда была статья за заведомо ложные измышления о Советском строе», — приводит слова парламентария портал «Закс.Ру». Солидарен с Амосовым и глава фракции эсеров в ЗакСе Алексей Ковалев. По его мнению, принятый в среду за основу проект нуждается в коренной переработке, так как в нем не отражена суть «товарищеского суда». В комиссии нет ни роли обвинителя, ни защитника, ни третейской роли. Ковалеву показалось неясным, каким образом будут приниматься решения о взысканиях депутатам.
Последствия:
Предметы, которые станет разбирать комиссия по этике, будут зависеть от политической воли Вячеслава Макарова. Потому что состав комиссии наверняка будет сформирован таким образом, чтобы быть полностью подконтрольным спикеру ЗакСа. Например, в нее могут войти большинство единороссов, один ЛДПРовец и, по «квоте оппозиции», верный Макарову Максим Резник. В таком случае, именно спикер будет решать, на кого обрушить дамоклов меч кары за этические проступки.
В теории «жертвами» комиссии могли бы стать сам Вячеслав Макаров или Анатолий Дроздов, за последние две недели позволившие себе вышеописанные оскорбительные высказывания. Однако вряд ли Макаров захочет «сам себя высечь».
Другой мишенью комиссии могли бы стать, например, депутаты, которые позволяют себе являться на заседания ЗакСа без галстуков. На прошлом заседании парламента Вячеслав Макаров уже изобличил их и публично раскритиковал. Это коммунист Александр Рассудов и ЛДПРовец Виктор Сысоев.
А также подвергнуть наказанию комиссия сможет журналистов, которые не по душе Вячеславу Макарову (то есть в идеале всех, кроме представителей газеты «Вечерний Санкт-Петербург» и (по первости — пока плавно не удастся избавиться и от них) сотрудников газеты «Петербургский дневник», а также телеканала «Санкт-Петербург»). Журналисты большинства других политических СМИ за последние годы неоднократно выступали против политики Вячеслава Макарова, характеризующейся максимальной закрытостью и откровенной ложью представителям СМИ (например, в 2011 году Макаров заявлял, что в МО Петровский не будет выборов, хотя на самом деле они уже были назначены). И даже участвовали в публичный акциях против Вячеслава Макарова.