Бездуховности

В Выборгском районе состоялись массовые акции протеста местных жителей, недовольных качеством услуг, поставляемых в их многоквартирные дома управляющими организациями. Речь идет как о согласованных публичных акциях, так и народных сходах жителей во дворах своих домов, прошедших, в частности, 15 июля.

Так, в субботу, 15 июля, в Выборгском районе состоялось собрание собственников недвижимости в многоквартирных домах, управляющей компанией в которых сейчас значится ООО «Строительные системы». Возмущение жителей вызывает противодействие исполнению решений их собраний о смене управляющей компании. Как они выяснили, директор ГУЖА Выборгского района Ирина Мищенко «по совместительству» является сестрой мужа владелицы ООО УК «Строительные системы» Мальвины Носовой. И, вероятно, фактического владельца. В этом случае собственники предполагают, что имеет место не просто конфликт интересов, но, возможно, примитивное использование административного ресурса для незаконного обогащения. Главное «достижение» этой управляющей компании — это нескончаемые войны с собственниками, которые приняли решение обратиться в правоохранительные органы и администрацию губернатора.

Как следует из статистики поступающих жалоб горожан, качество коммунальных услуг в Санкт-Петербурге становится всё хуже и хуже, а стоимость их при этом очень заметно увеличивается. И задолженность управляющих компаний перед поставщиками ресурсов (тепла, воды и электроэнергии) постоянно растёт. Всему этому существуют простые объяснения. За принадлежащие городу жилкомсервисы деньги получает своеобразная организация под названием ВЦКП (выпускает так называемые «розовые квитанции»). То есть оказывает банковские услуги, не имея банковской лицензии. Получает платежи за другие организации, что давно запрещено Налоговым кодексом. В результате становится невозможно проследить, сколько денег приходит на счета ВЦКП и как эти деньги расходуются. Термин «расщепление платежей» звучит умно, но деньги до поставщиков ресурсов не доходят. Долги растут.

В итоге жилкомсервисы проигрывают суды, их счета арестовываются, но средства на этих счетах при этом отсутствуют, «хранясь» в ВЦКП, что делает невозможным их взыскание. От этого убытки несут поставщики ресурсов. Вопрос возникает только по поводу того, почему ничего не предпринимают контролирующие органы. Ведь жилкомсервисы с заблокированными счетами не могут работать, а судебные приставы не могут взыскать с них деньги.

При этом поступающие от жителей города платежи почему-то идут на погашение долгов жилкомсервисов. Хотя ни в одной квитанции нет строчки «погашение неведомо когда неведомо как появившихся долгов». То есть налицо факт или растраты, или самоуправства, или хищений. Остаётся наблюдать, как долго правоохранительные органы не будут этого замечать.

Ситуация с частными управляющими компаниями ничем существенным не отличается. Разве только средства в основном поступают не на счета ВЦКП, а непосредственно этим компаниям. И рост долгов частных компаний перед ресурсоснабжающими организациями обусловлен лишь нецелевым использованием поступающих от собственников коммунальных платежей. И опять возникает вопрос по поводу бездействия правоохранительных органов.

Более того, жители оказываются в ситуации, когда им физически не дают поменять неблагонадежную управляющую компанию. Хотя такое желание у собственников возникает постоянно — помимо де-факто находящихся в состоянии банкротства компаний существуют несколько, не имеющих долгов и которые поэтому могут оказывать услуги надлежащего качества.

Возможно, потому, что главным игроком рынка коммунальных услуг является бессменный глава Государственной Жилищной Инспекции Санкт-Петербурга Владимир Зябко вместе со своей командой: Эдуардом Кузиным,  Егором Тратниковым, Виктором Кабановым, Денисом Гвоздевым и т.д. Формально все эти люди следят за качеством оказываемых услуг. Но, в связи с введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, они получили «джек-пот»: право определять, какая управляющая компания управляет каждым конкретным домом. Эта процедура называется «внесение изменений в лицензию». После чего рынок по факту встал.

Команда инспекции придумала несколько формулировок, далёких от Жилищного кодекса, на основании которых отказывает собственникам, проведшим абсолютно законные собрания, в их праве поменять обслуживающие компании. По мнению экспертов, существуют другие случаи, когда протоколы, имеющие все признаки фальсификаций, почему-то для государственной Жилищной инспекции Санкт-Петербурга являлись достаточным основанием для смены управляющей компании. Вероятно, этому способствовали чьи-то весомые просьбы. И снова никакой реакции правоохранителей.

В итоге городские жилкомсервисы беззастенчиво и неудержимо увеличивают свои долги, практически прекратив оказывать коммунальные услуги (уборку, текущий ремонт, очистку кровель от снега), при этом, уже не опасаясь, что жители смогут их поменять. А частные управляющие компании освоили другую криминальную схему. Они накапливают долги, то есть обворовывают ресурсоснабжающие организации на сотни миллионов рублей, которые присваиваются собственниками компаний. После этого переоформляют договоры управления многоквартирными домами на другие, но принадлежащие тем же самым собственникам управляющие компании. То есть имеются все признаки использования криминальной, но доходной схемы искусственного банкротства. О роли команды Зябко можно догадываться.

Команда Зябко в целях собственного выживания, пытается находить компромиссы с другими влиятельными участниками рынка коммунальных услуг. Такими, как профильный вице-губернатор Николай Бондаренко и его советники. Или председатель Жилищного комитета Валерий Шиян. Или с собственниками управляющих компаний, возможно, участвующими в криминальном разделе коммунального рынка Санкт-Петербурга, которыми могут быть любые влиятельные во власти, в правоохранительных органах или в криминале люди.

По мнению ряда наблюдателей, не лишено справедливости утверждение, что управление многоквартирными домами Санкт-Петербурга имеет признаки управления не по законам Российской Федерации, а по законам круговой поруки.

Отметим, когда в октябре 2014 года главным Жилищным инспектором России был назначен Андрей Чибис, ставший и заместителем Министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, на рынке были ожидания того, что система заработает для жителей домов. Но, как считается, то ли он не смог навести порядок, то ли влился в систему. Возможно, такая ситуация сложилась только в Санкт-Петербурге. Но это, как известно, второй по величине мегаполис России.

Как следствие — протестные настроения жителей в отношении как региональной, так и федеральной власти, оплачивающих всё возрастающие коммунальные платежи, растут. И ситуация пока далека от своего разрешения. Пример тому —  Центральный район. Замов у главы районной администрации Андрея Хлуткова, как следует из официальной информации, становится всё больше, а порядка всё меньше. То есть такие, как он, главы районов или не хотят, или не могут организовать нормальную работу и не допустить роста общественного негодования. По иронии судьбы, именно в Центральном районе находится петербургский гайд-парк — Марсово поле. На территории района действует ЖКС №2, который уже начал массовый перевод домов в другую управляющую компанию. А некомпетентность или заинтересованность Хлуткова может привести к тому, что несколько сотен миллионов рублей долгов перед ресурсоснабжающими организациями исчезнут.

Причины:

Бездействие власти и «неприкосновенность» команды главы Жилищной инспекции Петербурга Владимира Зябко, предположительно, имеющего многих высокопоставленных покровителей.

Последствия:

Рост протестных настроений, публичные акции и попытки собственников заставить чиновников вспомнить про свои обязанности.

MegaSmi